Психологическая характеристика цветов.
Часто в картинах и даже на картине Кольмарского алтаря художника Маттиаса Грюневальда, который пишет, руководствуясь психологией цвета, наличествует преимущественно зелено, – синий цвет. При этом нужно знать, что основной синий цвет приобретает зеленоватый оттенок в сочетании с пожелтевшим от времени лакокрасочным покрытием.
Зелено, – синий (бирюзовый).
Так же как и в красном цвете синеватые или коричневые оттенки не меняют его основного значения, а только сильно видоизменяются в пределах этого значения, так и зелено, – синий при отклонении его к темно – синему или красно, – синему частично приобретает противоположное значение. Тем не менее, основное значение остается: любой синий передает сферу душевности, т.е. чувство самоотдачи. Сточки зрения отношений между людьми, это можно охарактеризовать, как гордую манеру держаться. Сумеречный зелено, – синий означает «притязает на собственную ценность». В темном зелено, – синем цвете гордость переходит в замкнутость, оригинальничание и упрямое само возвеличивание. Этот цвет выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, исчезающий в светлом зелено, – синем цвете. Здесь остается лишь холодная отдаленность, где больше не господствуют жизненные импульсы. Поэтому светлый бирюзовый является цветом гигиенической стерильности.
В). Психологическая характеристика фиолетового цвета.
Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию – успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем.
Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование.
Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви.
Красный путь – мужской, патриархальный.
Синий путь – женский, матриархальный.
Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый цвет. Среди умственно отсталых детей его выбирают 85%. Цвету, не отделяющему мужского красного от женского синего, часто отдают предпочтение и гомосексуалисты. По средним статистическим данным, фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины, однако сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.
Известный в свое время психолог Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому цвету – на основании его связи с красным и синим одновременно – склонность к мрачно – меланхолической серьезности и взволнованно – тоскливому настроению. При этом Вундт, видимо, имел в виду сумеречный фиолетово, – синий цвет. Ученик Вундта Стефанеску – Гоанга метко охарактеризовал действие этого цвета как «завуалированное возбуждение». Это, якобы найденное экспериментальным путем значение справедливо и для средне – светлых нюансов фиолетового цвета.
Готфрид Хаунт в своей диссертации «Цветовая символика в сакральном искусстве» пишет: «В то время как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну…». Как в средневековой живописи по стеклу (роспись окон в церквях), так и в сохранившемся до сегодняшних дней римско – католическом церковном культе фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый аметист в перстне кардинала означает воздержанность. Гомосексуалисты, которые действительно в своем большинстве предпочитают в цветовом тесте фиолетовый цвет, часто возводят эротику в культ и не являются ни умеренно – воздержанными, ни склонными к смирению и раскаянию. Фиолетовый – это цвет, который не так просто понять.