Актуальность исследования
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению
ГИПОТЕЗА: В процессе специально организованных занятий возможно формировать у детей особый стиль мышления, для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление) при соблюдении определенных условий:
-если будет реализована совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических,индивидуально-творческих);
-единство эмоциональной, интеллектуально-оценочной и проектно-практической деятельности в процессе обучения;
-постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний;
-раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества;
-приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды.
МЕТОДЫ ИССЕДОВАНИЯ:
-теоретический анализ философской, психологической, искусствоведческой, педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы.
-изучение учебных программ и методической литературы по трудовому обучению.
-изучение передового педагогического опыта;
-наблюдение за процессом трудового обучения в начальных классов;
-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий)
-диагностические методы (индивидуальная беседа, психологическое тестирование, срезы)
-обобщение теоретических и экспериментальных выводов и создание методических рекомендаций.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
-дана характеристика понятия "элементарное дизайнерское мышление", как особого уровня дизайнерского мышления, возможного применительно к младшему школьному возрасту.
-обоснованы и экспериментально подтверждены эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
-впервые поставлена проблема формирования у младших школьников дизайнерского мышления как комплекса, включающего особую установку сознания, оценочные суждения и способы творческой деятельности, руководствуясь которыми человек может формировать в себе соответствующее эстетическое отношение к миру вещей.
-определена сущность и выделены основные структурные компоненты дизайнерского мышления у младших школьников.
-выделены возможные уровни развития дизайнерского мышления (стихийное, элементарное, системное), определенна их специфика применительно к детям младшего школьного возраста.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработанная методика существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе. Предложенный подход к организации занятий с младшими школьниками на уроках трудового обучения позволяет приблизить их к требованиям времени, делая возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы, связанные с социально-психологическим и нравственно-эстетическим воздействием окружающей предметной среды на человека: положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в становлении личности, познания о движении мысли от чувственного к рациональному, от конкретного к абстрактному, от частного к общему.