Методика чтения художественного произведения в начальной школе.
- изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа);
- изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление в место глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному событию.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Полноценное восприятие художественного произведения обеспечивает вдумчивость чтения. В.И. Яковлева считает, что вдумчивость чтения можно повысить, обучая учащихся самим задавать вопрос к содержанию отрывка. Для этой цели используются следующие вопросы и задания:
1. Спроси о том, чего ты не понял.
2. Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка?
3. О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы.
4. Прочитайте вопросы учебника. Какого вопроса по вашему, не хватает. Поставьте его.
Н.С. Рождественский так же считал постановку вопросов к тексту произведения самими учащимися очень полезными видом деятельности, так как он очень оживляет работу и способствует лучшему уяснению содержания читаемого. [41; с.111].
Итак, в данном параграфе были рассмотрены самые основные приемы анализа художественного произведения.
Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы. Но этого невозможно достичь без целенаправленного использования приемов анализа художественного произведения. Умелое и своевременное применение того или иного приема, того или иного творческого задания, при анализе художественного произведения будет способствовать осознанию его идейного содержания, той основной мысли, которую стремился донести автор до своего читателя, а так же выявлению художественной ценности произведения.