Введение.
В настоящее время жизнь летит с такой скоростью, что успеть за ней практически невозможно. Мир развивается и соответственно ему стремительно развивается средства массовой информации. Поток информации обрушивается лавиной, способной задавить любого взрослого человека, а ребенка тем более.
Еще десять лет назад в нашей стране мало кто знал такое явление, как Интернет и уж тем более никто не мог представить, зачем он нужен рядовому человеку. Но времена изменились – пришла эпоха Интернета. Всемирная сеть занимает всё более крепкие позиции в современном мире.
В связи этим тема «Интернет и образование» мне кажется насущной и довольно острой. Накопилось огромное количество вопросов, требующих незамедлительных решений. Проблема использования сети в школе очень объемна, и поэтому я не претендую на полноту изложения, но наметить основные вопросы и тенденции постараюсь.
Теоретически, школа должна быть наиболее прогрессивным местом. Ведь именно здесь воспитывается будущее поколение, именно учителя должны вести за собой детей, подавая им пример. К сожалению, в реальности всё не так. Еще более ста лет назад, изучив реальную работу школ России, Германии, Швейцарии и Франции, Лев Толстой заявил: «Образовательное влияние современной школы совершенно незначительно. Везде, где люди сметливы и образованны, они черпают это не из школы, а из жизни, из семейного уклада, в кафе и театрах, на пристанях и в музеях, в мастерских и книжных лавках. Образование идет мимо школы, а школа со своими начетническими псевдонаучными курсами идет мимо жизни. Народ получает свое образование не благодаря школе, а вопреки ей». А ведь Лев Николаевич еще не знал про Интернет!
Конечно, мера несоответствия и напряжения, выраженная в словосочетании «Интернет и школа», - огромна. Интернет – децентрализован, динамичен, экономичен, разгосударствлен; он одновременно индивидуалистичен и коммуникативен. Школьное образование – централизованно и иерархично, консервативно и статично, практически лишено экономического измерения; оно почти неизбывно огосударствлено и несет в себе сильнейший компонент патернализма. Практически все на 180 градусов наоборот. То есть по своим системным, глубинным качественным характеристикам господствующая модель школьного образования не соответствует Интернету. Традиционное школьное образование, успешно держащее оборону «на рубежах Коменского», находится сегодня в серьезнейшем противоречии с тенденциями становления информационного и коммуникационного общества.
Казалось бы, эта пропасть уже непреодолима. Но время работает на ее преодоление и, что существенно, работает невероятно быстро. В 1984 году, то есть всего 15 лет назад, в мире насчитывалось 1000 подключенных к Интернету компьютеров. И тогда это была цифра! В 1987 году их стало 10 000, в 1989-м – 100 000. Еще через 10 лет, к нашим дням, эта цифра увеличилась примерно еще в 1000 раз, дойдя до порядка в 100 000 000. Нам, людям, привыкшим к неимоверной недвижности и инертности образовательной системы, просто невозможно на деле вообразить такие трансформации. И в этом же лежит надежда. Вполне обоснованная надежда на преодоление. И на неизбежность Новой Образовательной Парадигмы.