Школа семейного типа

Таким образом, мы приходим к представлению о школе новой формации, которую мы условно назвали “школой семейного типа”. В ее фундамент должны быть положены следующие четыре принципа (отнесенные как к ученикам, так и к педагогам): • учеба — удовольствие • всестороннее развитие • забота о здоровье • психологический комфорт

Очень важно поставить и преподавателей, и учеников “по одну сторону баррикады”. Как этого добиться?

Главную роль здесь призван играть школьный психолог. Именно он находится в центре треугольника “родители-ребенок-учителя”. Приведем пример.

Знакомство со школой у ребенка начинается с “игры”.

Психолог предлагает яркие картинки, забавные шарады, загадки, определяет уровень мотивации к обучению, виды памяти, устойчивость внимания и т.д. В зависимости от результатов тестирования ребенок определяется в группу.

Педагоги внимательно прислушиваются к рекомендациям психолога: с этим ребенком надо быть особенно осторожным — у него повышенная тревожность, не контактен, а этот, хоть и развит не по годам, но неусидчив, его интерес надо постоянно “подогревать” сменой и разнообразием форм заданий.

Для того, чтоб ребенок “раскрылся”, требуется контакт, полное доверие, уверенность маленького человека, что его не обманут, не выдадут его тайну. Психолог выслушает, подскажет, посоветует, но никогда не будет обнародовать секрет. Рекомендации педагогам, родителям — только в такой форме он может вмешаться в ситуацию.

Оценивание

I

классе

На каждом занятии за свою работу на уроке малыши получают не традиционные баллы, а фишки — кружочек, квадратик или треугольник. Один кружочек приравнивается к двум квадратикам и четырем треугольникам. Каждый блок предметов имеет свой цвет фишек. Фишки можно обменивать “внутри” своего цвета: 2 желтых квадратика на желтый кружок и т.д. Десять кружочков — и на большой красочной картине, где изображены замки, корабли, а между ними пунктиром вьется дорожка, — можно сделать шаг! Передвигаются фигурки ребят — их фотографии. Тех, кто попадает в замок, ожидают интересные сюрпризы — награды, конкурсы, где ведущим становится победитель. А в конце пути — чудесный голубой корабль! — он повезет ребят на следующий год в новую игру, в новое путешествие по стране знаний.

Но как быть, если “самые сильные” уже на корабле, а другие только на подходе?

Для победителей — новая игра: кто первым построит свой домик, где каждому предлагается его личная картина — дом, деревья, палисадник — и все изображения имеют прозрачные окошечки — кассы. Дом строится из желтых и красных кирпичей. Желтые кирпичи — это отличные оценки в словесном блоке. Красные — в математическом, физкультурно-оздоровительный блок — это листья на дереве: ушу — желтые, хореография — салатные, спортивные игра — оранжевые, физкультура — темно-зеленые. Успехи в природоведении превращаются в цветы перед домом, в изобразительном искусстве — в стены домика, в музыке — в голубые колокольчики и т.д. А в каждом окошке домика фотография владельца этой веселой усадьбы. Но продвигаются по дорогам между замков и строят свои домики ребята один раз в неделю, в условленный и долгожданный час. А где же хранить свои фишки все это время? Для этого существуют маленькие паспорта — фотоальбомы. Каждый день недели имеет свой цвет, и в эту страничку ребята вкладывают свои фишки, отсюда их достают для обмена. В паспорте есть и необходимые сведения, которые помогают ему в пути — имена преподавателей и кураторов, режим дня, расписание занятий. Сюда можно вставить и фотографии после участия в спектакле или музыкальном концерте.