Цели экологического образования с позиций экологической психопедагогики.
С позиций экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологичной личности. Экологичной личностью является личность, обладающая экоцентрическом типом экологического сознания.
Как уже говорилось, экоцентрической тип экологического сознания характеризуется тремя главными особенностями:
1) психологической включенностью человека в мир природы,
2) субъектным характером восприятия природных объектов,
3) стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Соответственно, эти же особенности являются и характеристикой экологичной личности.
1. Для экологичной личности свойственна психологическая включенность в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанность и мира людей и мира природы, в основе которого лежат следующие положения.
а) Человек не стоит изолированно над природой, а включен в качестве одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей - любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически осторожной.
б) Отходы человеческой деятельности, “выброшенные в природу”, не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм: все законы функционирования экосистемы являются для человека столь же обязательными, как и для других живых существ. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически умеренной.
в) Мир природы является не только источником материальных ресурсов, но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним.
г) Не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние на природу, но и природа влияет на характер развития общества. Поэтому экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные общественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, не приводила к таким изменениям в природе, которые затем будут оказывать негативное влияние на развитие общества, иными словами, она стремится быть экологически активной.
2. Для экологичной личности свойственен субъектный характер восприятия природных объектов, который проявляется в следующем:
а) природные объекты относятся ею к сфере “человеческого”, равного ей в своей самоценности и , соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил и т.д.
б) природные объекты могут выступать для нее в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям.
в) природные объекты могут выступать для нее в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности.
3. Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах:
а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов.
б) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, довольствием от самого процесса познания.
в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо “полезный продукт”, а потребность в общении с ними.
г) участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями “дальнего прагматизма” (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее смой.