Экологическая тропа и творческая деятельность школьников.
Задача учителя — научить ребят не только хорошо владеть текстом, актуализировать свои знания при ответах на вопросы, но к рассказывать эмоционально, вызывая интерес слушателей. Успех выступлений экскурсоводов во многом зависит от таких личных качеств, как манера говорить, вступать в общение. Надо помнить, что не только знания экскурсовода-школьника, но и вся его личность, его убежденность, заинтересованность в тех проблемах, о которых он говорит, влияют на слушателей, производя на них обычно большее впечатление, чем беседа взрослого человека.
Таким образом, экологическая учебная тропа служит местом распространения элементов экологической культуры среди различных слоев населения. Причем большая воспитывающая ценность этой формы работы состоит в том, что перед взрослыми людьми носителями ново го социального идеала выступают дети. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде, о чем увлеченно и убежденно говорит подросток, воспринимается взрослыми особенно остро. Посетители тропы задумываются о своем поведении в природном окружении, о том, всегда ли они сами подают должный пример подрастающему поколению.
Следующий этап—открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт. В школе № 446 открытие троны ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего школьного коллектива. На торжественный митинг приходят родители, учителя, представители Общества охраны природы.
За пять лет существования тропы в Измайловском лесопарке экскурсоводы многократно встречались не только с местным населением, посетителями лесопарка, но и с директорами и завучами школ учителями и методистами, учеными и специалистами, руководителями отделений Общества охраны природы и станций юннатов, учащимися школ района и города — с аудиторией разного возраста и различного уровня подготовленности. Варьировать свой материал в зависимости от состава слушателей, владеть их вниманием — нелегкая задача.
Интерес к рассказам экскурсоводов повышается, если они используют примеры из личных наблюдений в природе, из отчетов своих товарищей о работе, которую ни выполнили по разным темам во время экологической практики в зоне тропы.
Экскурсантов часто интересуют сведения о практических природоохранительных делах школьников, о количестве ребят, работающих на экологической тропе о личном. отношении экскурсоводов к этой работе. В целом проведение экскурсии по экологической тропе— это результат интеграции большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результат личного участия школьников в охране природных богатств своего края.
Но поколения учащихся меняются. Экскурсоводы вырастают и уходят из школы, унося в жизнь то, что приобрели на учебной тропе. Школе они оставляют хорошую память о себе, традиции и смену.
Знаменательным событием в жизни школьников средних классов является посвящение их в экскурсоводы. Это происходит на заседании школьного научного общества «Эколог». Старшеклассники передают свои темы младшим товарищам. Но еще целый год старшие обучают младших, консультируют их, готовят к роли экскурсоводов. Рекомендация в экскурсоводы — поощрение за хорошую работу по охране природы. А изучение жизни природы и оценка влияния на нее человека продолжаются в период экологической практики, на экскурсиях, во время выездов в экспедиции, на занятиях кружков.
Для массы учащихся местом природоохранительных занятий и практических дел становится участок рекреационной зоны, где проложен экологический маршрут, —' «учебный кабинет», природы. Природа сама учит и воспитывает своих защитников, хранителей ее ценностей.