Введение
В старшем дошкольном возрасте самооценка у детей становится не общей, дифференцированной. Дети реально оценивают свои невозможности и недостатки. Так же достижения своих сверстников. У детей с заиканием искаженная самооценка. Создалась необходимость изучения самооценки заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрение самооценки заикающихся детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой, так как у них искажённая самооценка. Недостатки в развитии речи влияют на социализацию ребенка.
Проблемой заикания занимались многие ученые, они рассматривали это нарушение с разных точек зрения.
Существует медицинский аспект заикания, его рассматривали такие ученые, как Жинкин Н. И., Поварнин К. И. и др. Они считали, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометрического алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слова.
Многие исследования указывали, что первичными являются психологические особенности, Лагузен Х., Кот Р., Пайкин М. И. и др., а физиологические проявления при заикании – это лишь следствия этих психических недостатков.
Боскин Р. М., Левина Р. Е. и др. рассматривали заикание как речевое недоразвитие.
Цель исследования
: изучение способностей развития самооценки заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования
было самосознание заикающихся детей.
Предмет исследования
: особенности и развитие самооценки заикающихся детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие самооценки будет эффективнее, если в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками использовать спецальные методики.
Задачи исследования:
1.Изучить психологическую, педагогическую, логопедическую литературу по проблемам, развитие самооценки заикающихся дошкольников.
2.Исследовать особенности развития самооценки заикающихся дошкольников.
3.Подобрать методики и провести эксперимент по выявлению развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
4.Разработать рекомендации родителям по развитию самооценки.
Для проведения исследования самооценки детей использовались следующие методы:
1.Теоретические
: метод анализа литературных данных.
2.Эмперические
: констатирующий эксперимент.
3.Методы обработки данных
: количественный и качественный.
Организация исследования
. Исследование осуществлялось с 2002 года по 2003 год на базе дошкольного образовательного учреждения №2. Общее количество детей, задействованных в эксперименте, составило 20 детей.
Исследование проводилось в три этапа
.
Первый этап
- изучение и анализ научно-теоретической литературы, формулирование цели, задач и гипотезы.
Второй этап
-проведение констатирующего эксперимента, в процессе которого изучалась достоверность выдвинутой гипотезы, выявились особенности развития самооценки заикающихся детей дошкольного возраста.
Третий этап
-интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования.