Самосознание у детей дошкольного возраста
Но есть и другое проявление неуверенности. Такие люди не сутулятся. Наоборот, с осанкой у них все в порядке. Высокомерный взгляд и презрительная усмешка (или вовсе непроницаемое лицо) дополняет их внешний облик. Они сумели приспособиться к этому миру, так и не решив своих внутренних проблем, а просто уверовав в формулу: чтобы тебя любили, нужно быть лучшим или, по крайней мере, казаться таковым. Жизнь «приспособившихся» - вечная погоня за самым лучшим, модным, престижным и дорогим: от одежды до должности, от автомобиля до спутника жизни. Воистину для них нет ничего невозможного. Кроме, пожалуй, одного. Счастье им неведомо, психологический комфорт недостижим. Их существование отравляет детский страх, что «обман» раскроется, и все увидят, что они вовсе не самые лучшие. Поэтому такие люди окружают себя своего рода «стеной», тщательно следя, чтобы ни одна живая душа не проникла в их внутренний мир.
Самосознание– осознание ребенком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, других детей к самому себе. Самосознание имеет иерархию проявления от низшего самочувствия через самопознание до высшего - самоотношения, объективирующихся в самоконтроле к саморегуляции своего поведения. (Митериков В.А., 1998)
У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания- самооценка.
Самооценка
- оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. Формирование правильной самооценки- важнейшая задача воспитания и самовоспитания. Большую роль в самооценке играет собственный опыт личности и, усваиваемый ею, общественный коллективный опыт. (Митериков В.А., 1998 )
У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражения им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизации семьи ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представления ребенка о результатах своих действий. ( Урунтаева Г.А.,1995)
Для родителей ребенок со дня рождения особый, но для себя ребенок не есть особый долгое время, он еще не выделяет себя от среды. К этому выделению себя, от которого начинается развитие самосознания, ребенок приходит под влиянием социальной среды. Конечно, в нем всегда есть непосредственное чувство жизни в себе, но лишь с момента, когда ребенок в сознании своем отделяет себя от среды, начинает формироваться самосознание. Случаев, когда, то, что ребенок переживает, не признается другими, когда он убеждается, что его переживания являются лишь ему доступными, конечно, очень много в жизни ребенка. Иногда взрослые подсмеиваются над тем, что происходит в детях, считая, что они шалят, притворяются. На боли, страдания детей часто не обращают никакого внимания, в то время, как другой раз пустяк вызывает усиленное внимание. Эти случаи расхождения данных внутреннего опыта и внешней его оценки все чаще имеют место (когда дети подрастают, взрослые становятся менее к ним внимательны), все чаще сознаются детьми, и по мере их накопления ребенок приходит наконец к чисто субъективному самосознанию, к сознанию своих желаний, замыслов, чувств, мыслей. Здесь ребенок осознает в себе свой внутренний, непосредственно недоступный другим людям мир- сознает, конечно, лишь частично, но все же в подлинном смысле открывает самого себя для себя (Зиньковский В.В.,1996)
В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника, т. к. взрослый, как было сказано выше, не всегда понимает внутренний мир ребенка. В процессе общения со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.
Важное место в оценке сверстников занимает: их деловые качества, навыки и умение, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношения сверстника и себя. В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения. Большинство детей в этом возрасте правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и т. д.