Экологическая тропинка для младших школьников кружка “Юный эколог”
Вы знаете каждую тайну речную,
Вы сами родились глубоко на дне.
И, выйдя на свет, где все ярче и краше,
Где лес, убаюканный зноем, затих,
Раскрыли свои белоснежные чаши
Над тихой водою, в затонах родных.
Когда ты потянешься с лодки рукою
К цветку, что сверкает красой восковой,
То стебель, пружиня под темной водою,
Не сразу отдаст тебе венчик живой.
Мы не будем срывать эти прекрасные цветы! Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.
Пятая остановка.
Защитим пернатое племя. (Обращаю внимание на скворечник, прикрепленный к стволу дерева).
- Как вы думаете, чье это жилище?
- Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц? (Ответы детей).
- Какие еще птицы могут селиться в таких домиках, кроме скворцов?
- Почему человек о них так заботится?
- Какую пользу приносят скворцы?
Рассказ учителя.
Прилет скворцов - верный признак весны. После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда. Скворцы даже предпочитают скворечники больше, чем естественные дупла. Свое гнездо скворцы устилают былинками и мягкой подстилкой.
Сидя на сучке дерева скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.
Работа над информационным щитом.
Ребята! Осенью собирайте плоды и семена деревьев, кустарников, трав; сохраняйте их до зимы. Зимой подкармливайте птиц на кормушках в эти холодные месяцы; готовьте скворечники. Весной в парках, скверах, садах, лесах развешивайте для перелетных птиц домики, встречайте пернатых друзей.
Летом оберегайте птиц, сидящих на гнездах, не шумите вблизи их гнезд, не разоряйте птичьих гнезд.
Шестая остановка.
В лесу родилась елочка.
Эта остановка обозначена там, где сосредоточены несколько видов хвойных деревьев: лиственница, ель, сосна обыкновенная.
- Какие хвойные деревья вы знаете?
- Почему они называются хвойными? Воздух вблизи хвойных лесов особенно чист, так как хвоей выделяются фитонциды – особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные бактерии, микробы и вредные грибы. (В качестве примера – опыт, который проделали ученые: они взяли каплю воды с кишащими в ней бактериями и поместили ее над растертыми хвоинками сосны. При помощи микроскопа они убедились, что уже через несколько минут все бактерии погибли). Недаром многие дома отдыха, санатории размещают именно в сосновых лесах.
Информационный щит:
Дорогие ребята!
Чтобы сохранить наши хвойные леса, каждый из вас может:
- посадить хотя бы одно хвойное дерево возле школы или около дома и ухаживать за ним.
Седьмая остановка.
Золотой луг.
- Ребята, наша последняя остановка называется «Золотой луг»
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Он разостлался сам с собой,
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал!
- О каком ковре говорится в стихотворении?
- Можно ли наш луг назвать золотым ковром? Почему (Ответы детей).
Учитель: - Сошли вешние воды, отогрелась земля и зазеленели луга. Прошло немного времени и сейчас они радуют нас буйством красок, узорным ковром украшают землю.