Содержание экологического образования
Система учебных курсов под названием «Зелёный дом» разработана А.А. Плешаковым (1999). Эта система учебных курсов с экологической направленностью, разработка которой началась более десяти лет назад в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации. Уже в те годы чётко определилась главная цель проекта – создание условий для формирования у младших школьников основ экологического сознания, необходимого современному человеку, находящемуся в крайне непростых взаимоотношениях с природной средой.
В настоящее время «Зелёный дом» – целостная система учебных курсов, обеспечивающая ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование. Она включает курсы:
ü «Ознакомление с окружающим миром» (1-ые и 2-ые классы);
ü «Природоведение» (3-и и 4-ые классы);
ü «Мир вокруг нас» (1-ый класс трёхлетней начальной школы);
ü «Экология для младших школьников» (факультативный курс для 3 класса);
ü «Планета загадок» (факультативный курс для 4-го класса).
Особенности системы:
¾ решает проблемы преемственности, связанные с переходом ребёнка от дошкольного к начальному образованию и от начального – к изучению естественных наук в среднем звене;
¾ включает как основные, так и факультативные курсы, что позволяет полнее учитывать интересы и возможности детей.
На первом этапе обучения младшие школьники знакомятся с окружающим миром. При этом элементы экологических знаний постоянно присутствует в курсе, однако они не обособлены, а органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты. Такой подход, на мой взгляд, отвечает как познавательным потребностям детей, так и задачам экологического образования, поскольку направлен на осознание учащимися многообразия и единства мира, места и роли в нём человека. Учебный материал представлен содержательными линиями: природа, жизнь города и села, здоровье и безопасность, общение, первоначальные географические представления.
В последующих классах дети изучают «Природоведение». Этот, традиционный для начальной школы, предмет в рамках «Зелёного дома» коренным образом обновлён. По существу, заново выстроено его современная экологическая версия, опирающаяся на присущее младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способность овладеть определёнными теоретическими знаниями. В основу курса положены идеи многообразия природы, её экологической целостности, единства природы и человека. В третьем классе эти идеи раскрываются в процессе изучения природных компонентов (воздух, вода, почва, растения, животные и так далее.), а в четвёртом классе – при изучении природы России и родного края.
Работая учителем начальной школы, я на практике знакома с курсом «Природоведение» автора А.А. Плешакова. В настоящее время, на мой взгляд (и на взгляд более опытных учителей начальной школы, работающих со мной), этот курс наиболее полно и в доступной степени отвечает целям и задачам экологического обучения и воспитания младших школьников.
Существует множество идей и подходов к изучению экологического материала в системе природоведческих знаний младшими школьниками, но перед ними стоит одна цель – природа должна стать для ребёнка второй родиной, где быть чужаком вредно и стыдно. У истоков этого подхода стояли немецкий натуралист и поэт И.В. Гётте с его благоговейным отношением к природе и естествоиспытатель, географ, путешественник А. Гумбольдт, который считал, что богатство естествознания заключается не в обилии фактов, а в их взаимной обусловленности (Алексеев, Симонова, 1999).
При проектировании содержания интегративного курса в начальной школе по экологическому образованию, включаются элементы предметов «Природоведение» или «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология» (уроки здоровья, азбука здоровья и т.п.) (Симонова, 1999). Можно создать графический образ курса (рис. 1), позволяющий определить его ключевые, системообразующие идеи:
¾ Человек и его здоровье (внутренняя среда организма человека);
¾ Человек в окружающей природной среде;
¾ Человек в окружающей социальной среде.
Ещё В.А. Сухомлинский, размышляя о том, с чего необходимо начинать знакомство учащихся с окружающим миром, пришёл к выводу, что начинать нужно с воспитания гуманности – чувства тревоги за не накормленного щенка, не политое дерево. В.А. Сухомлинский писал: «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания» (Алексеев, Симонова, 1999).
По Павленко (1999) в основе экологического образования находятся следующие проблемы:
¾ Защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения, истощения;