Экологическое обучение на уроках природоведения
Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная – несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В своей педагогической практике мною используются различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока.
Работа по системе «Зелёный дом», разработанной А.А. Плешаковым, предусматривает формирование у младших школьников представление об экологии как науке о взаимосвязях всего живого в природе в доступной для учеников этого возраста форме. Основные экологические понятия усваиваются в ходе уроков природоведения. Ниже приводятся разработки уроков по темам: «Что такое экология?», «Лес и человек» (урок-путешествие).
Тема урока: «Что такое экология?» (3 класс).
Цель урока: Обобщить знания о взаимосвязях живых существ с окружающей средой. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: Рисунки учащихся, книги-малышки, плакаты, репродукции картин природы.
План урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа по схемам (знакомство с новым материалом на основе ранее изученного).
3. Формирование понятия «окружающая среда» с помощью схемы в учебнике.
4. Обобщение знаний – понятие экологии как науки.
5. Задание на дом.
Ход урока.
Урок начинается с проверки домашнего задания: «Как история с комарами и кошками повлияла на природу острова Калимантан?». Дети могут рассказать о ней по рисунку учебника, провести повторное построение модели на магнитной доске.
Этих бед, наверное, можно было бы избежать, если бы люди, применявшие на острове ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами. Что же это за наука – экология? Выяснить это – задача сегодняшнего урока. На острове не учли, что разные живые существа тесно связаны между собой. Эти и подобные им связи изучают экологи.
Вопросы учащимся: «В чём состоит значение неживой природы для живой?», «Как живая природа влияет на неживую?». В случае каких либо затруднений учащихся учитель помогает им: напоминает о ранее изученном или сообщает факты, пока неизвестные детям. Далее переходят к выяснению значения самого слова «экология». Слово экология произошло от греческих слов «экос» – дом и «логос» – наука, то есть это наука о доме, о «природном доме». Экология – наука, которая исследует как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Затем вводится понятие «окружающая среда». Для этого используется схема учебника стр. 149 (Плешаков, 1998) (рис. 9).
Три маленьких круга, в каждом из которых один объект – животное (заяц), растение (берёза), человек. Каждый маленький круг окружён большим, обозначающим окружающую данный объект среду. В большом круге помещён вопросительный знак: ученики перечисляют, что составляет окружающую среду для берёзы, для зайца, для человека.
После этого учащиеся самостоятельно попробуют сформулировать определение экологии, а затем прочитают определение из учебника:
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
В заключение учитель предлагает учащимся подумать над вопросами: «Согласен ли ты с тем, что экология – увлекательная наука? Объясни. Докажи, что экология очень важная наука». В качестве домашнего задания учащимся предлагается продолжить размышления над этими вопросами.