Методики по выявлению самооценки
Методика №2.
Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы.
Подготовка исследования
. Приготовить по одной фотографии каждого ребенка группы, 3 игрушечных домика.
Проведение исследования
. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя. Ответы mail саи ты где можно купить поды vopts.ru.
Первая серия.
Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.
Вторая серия.
Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.
Третья серия
. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь товарищу.
Четвертая серия
. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности: навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т. п.
Перед испытанием раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии «самых добрых»(говорят, что они «делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре»), а в другую стопку – фотографии детей «не очень добрых»( «не любят делиться гостинцами, не дают играть своими игрушками и т. д.»). Фотографии детей, которые «только иногда бывают добрыми», складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии 3 раза.
Каждая стопка фотографий помещается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.
Методика №3
Изучение уровня самосознания.
Подготовка исследования.
Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно - личностной беседы с детьми:
о желаниях и предпочтениях;
о прошлых и будущих действиях.
Число и характер вопросов жестко не фиксируется, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы:
Вариант 1.
Что ты любишь больше всего на свете?
Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.?
Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
Тебе все нравится в детском саду? Что бы ты хотел изменить?
Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?
Вариант 2
.
1.Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?
2.Расскажи, что вы делали сегодня на занятии.
Случалось ли с тобой вчера, позавчера или еще раньше что-нибудь интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.
Что собираешься делать, когда вернешься в группу?
Что будешь делать сегодня вечером или завтра?
Проведение исследования
. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.
Методика №4.
Изучение сформированности образа «Я» и самооценки.
Подготовка исследования
. Приготовить вопросы, помогающие выяснить отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим качествам человека и отношение к себе, например.