Роль природы в формировании личности дошкольника.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Специалисты по эстетическому воспитанию (А. А. Адаскина, Н. А. Ветлугина и др.) считают, что эстетика природы является основой формирования эстетического отношения к природе и выражает диалектическое единство мира.
Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста - деятельность, отражающая и, как деятельность взрослого художника, в образах передаёт и объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического оформления результатов естественнонаучного познания природы, и при этом всегда
она есть и выражениеотношения к объектам природы.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.)
Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа “вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества”. То же самое могли бы сказать о природе, вдохновившей их на творчество, художники и музыканты. Большое место занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы является естественной и органичной.
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное творчество.
Стремление передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации) приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского творчества образами природы. В детских рисунках (лепке, аппликации) появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение),
воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.
Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи.
Искусство, передавая окружающую действительность (в том числе и природу) в образах, преобразует её (С. Т. Котенков, Е. А. Чарушин, народное декоративное искусство и др.). Но чтобы её преобразить, её надо познать.