Выразительно - изобразительные средства в рисунках старших дошкольников.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными
. Выразительность
- это главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская). Как же удаётся ребёнку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?
Нужно сказать, что выразительность в рисунке - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. Например, ребёнок пяти лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил её в клеточку. В отличие от пятилетнего старший дошкольник понимает, что для любимого котёнка клеточка - не украшение.
Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребёнок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством замысла, поэтому в этой главе будут освещены те выразительные средства, которые характерны для детей именно старшего дошкольного возраста.
Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет
. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому- то определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым. В чём причина? Что это- предпочтение или равнодушие к цвету?
Ребёнок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечён изображением, скорее его содержанием, и делает своеобразный “подарок” (Е. А. Флёрина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением, является применение нескольких ярких цветов сразу.
К примеру, яркий осенний колорит солнечного дня контрастирует с тёмно-серым фоном пасмурного дня, с листьями, летящими по ветру.
Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами ребёнок обычно изображает любимых героев, животных, приятные события и явления, а тёмными (“грязными”) - не любимых героев, объектов, явлений и т.д. В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают тёплые тона, а неприятных - холодные.
Подрастая, ребёнок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времён года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках старших дошкольников.
Многими исследователями детского рисунка отмечено, что иногда дети используют цвет однозначно, земля - всегда чёрная (коричневая), небо - синее, солнце - жёлтое (красное), трава - зелёная и т.п. То есть цвет не является выражением отношения ребёнка, а лишь средством обозначения предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения.
Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный