Заключение

В старшем дошкольном возрасте происходит важное преобразование в плане самооценки. Она становится не общей, а дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях. Оценочная позиция ребенка самого себя и окружающих во многом зависит от учителя. Надо не «забивать» ребенка низкими оценками, помогать, чтобы была мотивация к достижению успеха.

Нарушение речи влияет на социализацию ребенка. Нужна коррекция для того, чтобы было легко общаться со сверстниками, так как это очень важный момент в развитии ребенка. Заикающийся ребенок зацикливается на дефекте. Поэтому нужно снять фиксированность.

Рассмотрение самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возроста является актуальной проблемой так как у них искажённая самооценка. При изучении психологической, педагогической и логопедической литературы была выявлена проблема в развитии самооценки заикающихся дошкольников. В ходе эксперимента в котором участвовало 20 детей из них 10 детей с заиканием и 10 с нормальным речевым развитием. Было выявлено, что у 56 % детей с заиканием и у 8 % детей с нормальным речевым развитием заниженная самооценка.

Для этого нужно давать рекомендации родителям заикающихся детей и повторять аутогенную тренировку для самих детей.

Проведенный эксперимент подтверждает необходимость выполнения разработки рекомендаций родителям заикающихся детей и проводить аутогенную тренировку для своих детей. Эти мероприятия способствуют:

нормализации мышечного напряжения

- повышению самооценки

- понижению беспокойства за свою речь