Пояснительная записка

Моя система работы по развитию речи детей-шестилеток с общим недоразвитием речи помогает ребенку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Система направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Проводимая мною работа по развитию связной речи по этой системе помогает детям овладеть данным видом речевой деятельности (учит детей строить связные высказывания), т.к. без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

Программа развития связной речи у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

В подготовительной группе необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей, и следовательно, обучение данному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер. Поэтому обучение этому стилю речи разделено поквартально и идет по трем основным направлениям:

Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.

Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.

Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:

рассказы детей по готовому образцу;

рассказы по восприятию;

рассказы по памяти;

рассказы по воображению.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;

Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

Последовательность;

Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;

Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

Культура изложения в широком смысле слова:

правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,

интонационная выразительность речи,

достаточная громкость,

отчетливость произношения.

Формы организации обучения связной речи в подготовительной группе с детьми с общим недоразвитием речи могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.

Логопед организует занятия по развитию связной речи, экскурсии, наблюдения, игры. Воспитатель в свою очередь решает задачи по развитию связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

Перейти на страницу: 1 2 3