Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной работы, мы начали экспериментальную часть исследования.

Детям была предложена следующая система вопросов.

Анкета

1. Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте?

2. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

3. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?

4. Хотел бы ты бывать там чаще?

5. Что ты знаешь об искусстве?

6. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?

7. Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?

8. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве?

Результаты были следующие. В данном классе дети за пределами школы, то есть самостоятельно, довольно часто посещают культурные учреждения (Приложение 1). Они с удовольствием ходят туда. На вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?» «да» ответило 23 человека, «не очень» - 3 человека (Приложение 2). 14 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком, и, между тем, 24 человека хотели бы бывать там чаще.

Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» 13 человек, «много» ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 8 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: Искусство - это когда человек творит картины, рисует их», «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь делать». Понимая свою ограниченность в знаниях этой области, лишь 4 человека из класса не хотели бы обогатить свои знания в области искусства. На вопрос «Хотел бы ты больше узнать об искусстве?» они ответили отрицательно. Однако, на вопрос «Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?» «да» ответило лишь 11 человек – меньше половины класса. Мы можем объяснить это тем, что, несмотря на обилие разнообразной литературы для детей в наше время, книг по искусству адаптированных для младшего школьного возраста мало. В основном такие книги рассчитаны на более старшую аудиторию. Об этом говорит и ответ Олеси Козловой, в котором она пишет, что таких книг она просто не видела (Приложение 4).

На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились. Положительно отреагировала лишь половина класса (14 человек), 2 человека написали «не очень» и «нет» – 10 человек.

В ходе беседы с учениками ответившими «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 10 человек ответивших «нет» девять – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом.

Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших школьников к искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для младшего школьника сегодня не доступны. В этом мы так же убедились, побывав в детских библиотеках города. Литература по искусству предназначена для более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения – с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу. Этому посвящена следующая часть работы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4