Введение
Как известно, 1995 год был провозглашен Организацией Объединенных Наций годом, посвященным толерантности. Причиной этого были названы прежде всего следующие факторы:
этнонациональные конфликты;
дискриминация в отношении меньшинств;
акты ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов;
религиозный экстремизм;
насилие и гонения против интеллигенции и других лиц, исповедывающих свободу мнений и их выражения;
нетерпимость со стороны политических движений и идеологий;
нетерпимость, выраженная в маргинализации и исключении из общества уязвимых групп или в дискриминации и насилии против этих групп[22,221-224]
Нетерпимость действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития.
Современный мир, переживая глубокие социальные и геополитические трансформации после окончания холодной войны и распада коммунистического блока, нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей существующей ситуации. Необходимы новые экспертизы и новые инициативы, чтобы содействовать становлению индивидуальной и коллективной ответственности, а также более эффективных институтов, чтобы не допустить царства анархии и насилия на рубеже XXI века. По этой причине Россия активно включились в программу культуры мира. В июне 1995 года в г. Якутске прошла одна из основных международных конференций года толерантности, материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими специалистами[28,51]. Был издан сборник статей как прототип учебника по культуре мира и демократии[14]. В России при некоторых научно-исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам культуры мира и толерантности.
Ключевым принципом программы «Культура мира» объявлено утверждение культуры терпимости в контексте общедемократических преобразований.
Необходимо совместно с соответствующими органами власти и общественными организациями разработать простые и привлекательные принципы педагогики толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а также предложить учебные тексты и программы как для аудиторий обучения, так и для средств массового воспитания, включая информационные институты.
Большинство классных комнат в России и других странах сегодня представляют микрокосмос культурного многообразия своих сообществ и поэтому нуждаются в новом содержании образования, отражающее знание и понимание других народов, их культур и истории, а также понимание общности и единства человеческих сообществ.
Важно прививать молодым поколениям чувства открытости, альтруизма, уважения к другим, солидарности и сопричастности и раскрывать источники и опасности враждебности, неприязни, отчуждения и ненависти.
В этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика. Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры народа зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, детях, о воспитании подрастающего поколения.[12,8]В соответствии с потребностями народа она выдвигала самые гуманные и демократические идеалы воспитания.