Адаптивность – необходимое профессионально значимое качество учителя.
Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей.
Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит подготовленных морально и профессионально специалистов различных специальностей.
Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения.
К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на этапе допрофессионального образования, когда выбор направления профессионального развития фактически не совершен, на этапе обучения в общеобразовательной средней школе.
Личность учителя (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя.
Структура личности учителя включает:
- мотивацию личности (направленность личности и ее виды);
свойства личности (педагогические способности),
интегральные характеристики личности (педагогическое самопознание, творческий потенциал).
Способности учителя обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности.
Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого.
Разные исследователи указывают на разный компонентный состав профессионально-творческих способностей педагога. Так, например Кузьмина Н. В. выделяет следующие индивидуально психологические особенности личности педагога, от развития которых зависит уровень его профессионально-творческих достижений1:
-высокие познавательные интересы,
-любовь к детям и потребность работы с ними,
-цельный и твердый характер,
-самостоятельность и деловитость,
-педагогические способности (адекватность восприятия учителем ребенка, педагогическое прогнозирование)
-практические навыки и умения: общепедагогические (информационные, развивающие - мобилизованные),
-ориентационные, общетрудовые, коммуникативные, самообразовательные.
Способность адаптации к новым условиям является необходимым условием существования познавательных и самообразовательных способностей учителя.
Показателям уровня адаптивных способностей у учителя, как правило, является успешность обучения в средней школе и педагогическом учебном заведении и проявляется в глубине и разносторонности информации, которую учитель может получить об особенностях развития своих учащихся; в быстроте перестройки своей деятельности.
Адаптивность, как и все педагогические способности содержит в себе умение быстро познать психологию воспитанника и умение перестроить свою деятельность на основе самообразования и самовоспитания.
Таким образом, адаптивность можно отнести к важнейшим, предопределяющим другие способности, творческо-педагогическим способностям учителя.
К адаптивным способностям учителя можно отнести:
- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определить оптимальные средства и эффективные методы обучения;