Понятие учебной программы как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы
У ч е б н а я п р о г р а м м а - это документ. в котором в соответствии с требованиями к личности будущего специалиста определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Приведенное определение понятия “ учебная программа “ соответствует сложившемуся практическому представлению о ней в нашей педагогической деятельности. В этом определении все правильно . но оно недостаточно полно раскрывает нам существо и педагогический смысл программы и. что особенно важно. не показывает путей ее совершенствования.
Рассмотрим определение сущности учебной программы не с ее внешне очевидной стороны . а со стороны решаемых ею педагогических задач. Используя некоторые научно- педагогические понятия и представления .
Во-первых. зададим себе вопрос : для чего создаются различные учебные программы ?
По-видимому. очевидным ответом на этот вопрос будет утверждение о том .что это некоторый сокращенный и свернутый способ фиксации достигнутого человечеством опыта. предназначенного для передачи в ходе обучения и воспитания .Программа как бы утверждает : делай то-то и то-то .и будет достигнут успех в подготовки такого-то специалиста. Другими словами .в учебной программе хранится в определенном виде (или форме) как общечеловеческий опыт . так и опыт обучения и воспитания. т.е. педагогический опыт .В каком же виде хранится этот опыт ? Сегодня мы можем сказать вполне определенно - в виде информации. т.е. различных сведений, данных, описаний, которые должен усвоить будущий специалист. а также сведений и данных о том. как этот опыт передать в ходе обучения.
Таким образом ,учебная программа - это модель человеческого опыта деятельности, или информационная модель этого опыта. Информационная модель, потому что в учебной программе хранится не сам опыт , а лишь его описание. А почему “модель”? Потому что в программе хранятся, не объекты, продукты этого опыта. а лишь их описание. Поэтому можно утверждать, что сам опыт - это оригинал, а программы - его отображение определенным методом - информационным моделированием. Такие отображения, как известно, называют моделями. Вот почему любая программа - это информационная модель вполне определенного опыта человеческой продуктивной и педагогической деятельности. Модель эта не полная и не подробная, а укрупненная, эскизная, в которой основные виды изучаемой деятельности лишь названы, но их содержание не раскрыто. Последнее - задача учебных пособий, являющихся полными информационными моделями педагогических систем.
Следовательно, в программе кроме специального опыта, которому учат, должен моделироваться еще и сам процесс обучения, т.е. еще и определенный педагогический опыт. Отсюда становится понятным, что программа - это далеко не простая модель человеческого опыта , а чрезвычайно сложная. комплексная, совмещающая в себе существенно разные виды этого опыта. При этом очень важно . что в этой модели всегда также отображается известный педагогический опыт, и этот факт является главным для понимания сущности учебной программы.
В педагогической науке давно установлено , что качество процесса
обучения зависит от совокупности целого ряда факторов, условий и взаимодействий, в которых он осуществляется. Эта совокупность факторов, условий и взаимодействий называются педагогической системой , а явления, происходящие в системе, - педагогическим процессором. Именно свойствами и особенностями сложившейся педагогической системы, в которой осуществляется процесс обучения и воспитания, можно объяснить любые успехи и неудачи образовательной и воспитательной работы как отдельных преподавателей, так и учебных заведений в целом.