Использование компьютера в моделировании учебного процесса.
Учебно-методическое обеспечение является важнейшим компонентом АСО. Под ним понимается совокупность дидактических и методических характеристик учебных курсов, а так же способ организации учебного материала и процесса обучения АСО. На первых этапах развития АСО большое распространение получил способ , который можно назвать “заучивание и тренировка”. Вся программа строилась с установкой на запоминание учебного материала путем выполнения ряда упражнений , имеющих целью выявить, заучен ли и понят ли теоретический материал и если “да” , то закрепить его.
Но этот способ не использует многие новые возможности современных компьютеров. Более полно они реализуются в системах наставнического типа, где компьютер в какой то степени воспроизводит работу наставника : фиксирует ошибки при выполнении заданий и дает указание , что нужно сделать , чтобы понять их причину и исправить. Программы наставнических действий заранее предопределены и жестко фиксированы.
Значительно разнообразнее и совершеннее обучение , при котором учащийся как бы погружается в учебную среду, в которой ЭВМ помогает ему ориентироваться, предоставляет возможность обращаться к базам данных или базам знаний, советует, что и как нужно делать, чтобы усвоение материала происходило эффективнее. При выработке таких рекомендаций система может ( и должна) учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности учащегося, для чего в систему включается диагностическая программа , позволяющая принимать хотя и простые, но достаточно обоснованные решения.
Системы с такими возможностями содержат элементы искусственного интеллекта , и их можно условно назвать интеллектуальными . Идеи искусственного интеллекта, все шире проникает в организацию АСО.
Отдельные элементы, свойственные системам искусственного
интеллекта, можно наблюдать и в организации учебной деятельности , задаваемой достаточно простыми системами , где обучение реализуется по заранее заданному жесткому алгоритму с большими ограничениями в свободе выбора способа обучения самим учащимся. Однако организация обучения может быть гибкой, учитывающей некоторые психологические особенности учащегося.
Это проявляется:
· в зависимости характера выдаваемых заданий от текущей успешности обучения
· выработки “тонких” критериев для оценки работы учащегося , адекватно отражающих особенностей его познавательной деятельности
· в предоставлении учащемуся права выбора из меню наиболее подходящих для него способов действия.
Машина может так же предлагать учащемуся продолжить выполнение упражнений для лучшего закрепления материала или продвинуться дальше и даже выдать совет, основанный на анализе предшествующих действий учащегося.
Способы организации учебного диалога и учебного материала определяются структурой и содержанием обучающих программ. На программном уровне простые АСО чаще всего организуются в виде совокупности двух взаимосвязанных подсистем. Первую из них можно назвать авторской. Ею пользуется преподаватель - автор АУК в процессе создания дидактических материалов, которые в диалоговом режиме реализуются с помощью второй системы, которую можно назвать ”ученик”. Обычно в подсистеме “автор” реализуется разветвленная программа, которая задает ход работы учащегося в зависимости от того, как учащийся отвечает на поставленные вопросы. В редких случаях используется линейная программа, когда предлагаемые вопросы и упражнения не зависят от ответа, в случае неверного ответа, машина или предлагает самостоятельно исправить ответ, или фиксирует его неправильность и приводит верный.
Диалог с ЭВМ стремятся сделать весьма простым и удобным, чтобы от автора не требовалось специальных знаний и умений в области вычислительной техники. Разработчики стремятся создать автору АУК наибольшие удобства в проведении диалога. Каждая АСО имеет более или менее разветвленный набор сервисных возможностей. Иногда этот набор организуется в виде совокупности моделей, который автоматически включается в программу по требованию автора АУК.
Следует упомянуть о таких учебных средствах, как компьютерные учебные игры, которые широко применяются как средство индивидуального и группового обучения в таких областях знания как экономика, менеджмент, экология. Игровые методы обладают рядом важных дидактических преимуществ- повышенный интерес к работе, самостоятельность в выборе решений и т.п.
Индивидуализация учебной деятельности с помощью АСО благоприятно сказывается на усвоении знаний. Это дополнительный аргумент в пользу широкого использования компьютеров в обучении. Но нельзя забывать и о некоторых негативных моментах использования ЭВМ. К ним, в частности, относятся:
- большая утомляемость пользователей при считывании текстов с экранов дисплеев;