Результаты исследования и их обсуждение.

Основной задачей нашего эксперимента являлась попытка проследить взаимосвязь между качествами личности студентов и направленностью на педагогическую и исследовательскую деятельность.

Мы попытались выявить данную предполагаемую взаимосвязь на третьем курсе химического факультета, с учетом пола, семейного положения испытуемых, образования и профессии родителей.

Эксперимент был проведен на базе химического факультета КемГУ. Участвовали студенты 3 курса.

Возрастной состав испытуемых от 19 до 22 лет. Общее количество составило 32 человека, из них 5 юноши, 27 девушки.

Форма проведения эксперимента - групповая. Общее время тестирования занимало 1,5 - 2 часа.

Обработка полученных данных по анкете проводилась в два этапа. Первичная обработка протоколов ответов была выполнена вручную. Затем все показатели были занесены в таблицу и включены в общую матрицу для статистической обработки.

Испытуемые были разделены на две группы.

Первую группу составили студенты, имеющие специализацию - химик-педагог.

Вторую - студенты, имеющие специализацию - химик-исследователь

Сравнительный анализ средних величин показателей по различным тестам выявили достоверные различия по следующим показателям (см. табл.1).

Усредненные результаты по всей выборке выявили взаимосвязь между выбором специализации у студентов первой группы - учитель и желанием в дальнейшем работать в школе. Вероятно, это связано с принятием общественной ценности профессии, главной целью которой является воспитание и обучение детей.

У студентов второй группы (исследователи) четкой направленности на исследовательскую деятельность не прослеживается. Помимо этого они не считают важным улучшение материального положения атрибутом избранной профессии исследователя (табл. 1).

Таблица 1.

Показатели индивидуально-психологических характеристик студентов, имеющих специализацию - педагог и специализацию - исследователь.

Показатели

Р

Средние значения

Группа 1

Группа 2

Опросник Кеттелла (баллы):

Фактор Q2 (самодостаточность, социабельность, самостоятельность)

0.025

10,14

6,90

Тест Рокича:

ИЦ7 (непримиримость к недостаткам в себе и других)

ИЦ12 (смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов)

0,033

0,042

16,33

10,48

12,90

7,40

Анкета (%):

Профессия матери: рабочая

Улучшение материального благополучия

Желание работать педагогом

Отсутствие выбора сферы работы

Опыт работы с детьми

0,050

0,025

0,003

0,016

0,015

0,45

0,05

0,62

0,29

0,52

0,14

0,00

0,09

0,73

0,09

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6