Результаты исследования и их обсуждение.
Основной задачей нашего эксперимента являлась попытка проследить взаимосвязь между качествами личности студентов и направленностью на педагогическую и исследовательскую деятельность.
Мы попытались выявить данную предполагаемую взаимосвязь на третьем курсе химического факультета, с учетом пола, семейного положения испытуемых, образования и профессии родителей.
Эксперимент был проведен на базе химического факультета КемГУ. Участвовали студенты 3 курса.
Возрастной состав испытуемых от 19 до 22 лет. Общее количество составило 32 человека, из них 5 юноши, 27 девушки.
Форма проведения эксперимента - групповая. Общее время тестирования занимало 1,5 - 2 часа.
Обработка полученных данных по анкете проводилась в два этапа. Первичная обработка протоколов ответов была выполнена вручную. Затем все показатели были занесены в таблицу и включены в общую матрицу для статистической обработки.
Испытуемые были разделены на две группы.
Первую группу составили студенты, имеющие специализацию - химик-педагог.
Вторую - студенты, имеющие специализацию - химик-исследователь
Сравнительный анализ средних величин показателей по различным тестам выявили достоверные различия по следующим показателям (см. табл.1).
Усредненные результаты по всей выборке выявили взаимосвязь между выбором специализации у студентов первой группы - учитель и желанием в дальнейшем работать в школе. Вероятно, это связано с принятием общественной ценности профессии, главной целью которой является воспитание и обучение детей.
У студентов второй группы (исследователи) четкой направленности на исследовательскую деятельность не прослеживается. Помимо этого они не считают важным улучшение материального положения атрибутом избранной профессии исследователя (табл. 1).
Таблица 1.
Показатели индивидуально-психологических характеристик студентов, имеющих специализацию - педагог и специализацию - исследователь.
Показатели |
Р |
Средние значения | |
Группа 1 |
Группа 2 | ||
Опросник Кеттелла (баллы): Фактор Q2 (самодостаточность, социабельность, самостоятельность) |
0.025 |
10,14 |
6,90 |
Тест Рокича: ИЦ7 (непримиримость к недостаткам в себе и других) ИЦ12 (смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов) |
0,033 0,042 |
16,33 10,48 |
12,90 7,40 |
Анкета (%): Профессия матери: рабочая Улучшение материального благополучия Желание работать педагогом Отсутствие выбора сферы работы Опыт работы с детьми |
0,050 0,025 0,003 0,016 0,015 |
0,45 0,05 0,62 0,29 0,52 |
0,14 0,00 0,09 0,73 0,09 |