Принципы семейной политики
Третий тип семьи — благополучная семья, которая многого добилась в жизни сама. Уровень благополучия таких семей средний или на 15—20% выше среднего, и свои проблемы они могут решать, как правило, самостоятельно, без внешней помощи. По своему достатку они еще не могут широко пользоваться индивидуальными средствами решения домашних проблем, например дорогостоящими социальными услугами, но им вполне доступна методическая и иная литература по нравственному совершенствованию семейных отношений, отражающая новые подходы к воспитанию детей, к подготовке подростков к будущей семейной жизни, к психологической адаптации и т.п. Именно такие семьи имеют потенциальные возможности для перехода в новую группу — группу семей процветающих, которые составляют 10% российских семей.
Для четвертого типа семей, с доходами, позволяющими реализовать практически все виды платных услуг, даже весьма дорогостоящих, целесообразно разработать модель идеальной брачно-семейной консультации, организовать различные терапевтические службы, в том числе основанные на психоанализе, открыть частные школы и различного типа платные спортивные и культурные учреждения и т.д. Задача социальных работников состоит в том, чтобы на хорошо оплачиваемой основе создать наиболее эффективные модели работы с семьей и методики, которые затем, по мере повышения уровня жизни в стране, могут получить более широкое распространение.
Суть еще одного важного принципа социальной работы можно выразить старой доброй английской пословицей: "Лучше научить человека ловить рыбу, чем накормить его рыбой". Иначе говоря, необходима переориентация с социальных пособий и гуманитарных акций на работу по активизации жизненного потенциала самой семьи. Помогая ей самой решать собственные проблемы, общество должно выработать для этого определенную систему поддержки. Она могла бы предусматривать и расширение рабочих мест с учетом интересов семей с маленькими детьми, и пропагандирование через средства массовой информации моделей выживания и развития семьи, и обучение ее работающих членов новым профессиям и использованию реальных возможностей вхождения в бизнес, и помощь общественных и благотворительных организаций, и разработку справедливой и одобряемой большинством населения налоговой политики, и создание целевых социальных программ. Впрочем, никакая самая лучшая целевая программа не спасет человека, если он сам не захочет предпринять все необходимые шаги к выживанию. Поэтому многих людей, воспитанных на дрожжах социального иждивенчества, важно привести к мысли, что добиться в своей жизни чего-либо можно только в том случае, если самим работать в меру своих сил и возможностей. Это прежде всего относится к алкоголикам, наркоманам, бомжам и т.д. В то же время даже благополучные семьи должны понимать, что вправе рассчитывать на помощь государства, только если окажутся в беде, но, пока члены семьи работоспособны, они могут полагаться только на свои силы.
О системе иждивенчества стоит сказать особо. Она — плод 75-летнего победного шествия социализма, создавшего действительно новый тип человека — пассивного винтика государственной машины, который во всем полагается на нее и требует в свою очередь лишь одного — пусть небольшой, но гарантированной смазки. Такой "винтик" в то же время был глубоко убежден, что он вправе получить от этой машины столько же благ, сколько и другие "винтики" в соответствии с размерами своих шляпок. В результате этого эксперимента у людей постепенно атрофировались чувства инициативы, ответственности, человеческого достоинства, а зачастую и сама способность к выживанию. Мы должны ясно представлять себе, каковы корни и истоки этой атрофии, а не судить ближнего. Но было бы преступно продолжать тратить средства на здоровых работоспособных граждан, хотя бы потому, что в помощи действительно нуждаются миллионы сирот, больных, стариков, калек.
Таким образом, социальная работа должна быть перестроена так, чтобы каждый тип семьи, в зависимости от здоровья ее членов, уровня доходов, степени образования, места жительства и т.д., получал адекватную помощь и чтобы в этой помощи все больше и больше места занимали модели саморазвития и самовыживания. Необходима также организация имущественного и духовного продвижения, с тем чтобы бюджет государства расходовался на более эффективную, реальную помощь тем, кто действительно не в состоянии помочь себе сам.