Конвенция ООН о правах ребенка
В области образования основным актом в Российской Федерации является принятый в мае 1992 г. закон Российской Федерации "Об образовании", который провозглашает сферу образования приоритетной в системе общественных отношений. 8 июля 1994 г. принят Указ Президента Российской Федерации "О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования".
Несмотря на то что в Российской Федерации принято большое количество нормативных актов о правах ребенка, защите его интересов, охране здоровья, развития, обучения, по некоторым вопросам имеются существенные пробелы, действуют устаревшие, недостаточно эффективные нормы.
Следует признать, что статья 43 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в России, нуждается в корректировке. Ученики IX—XI классов и учащиеся ПТУ под указанные гарантии не подпадают, и потребовался специальный Указ Президента Российской Федерации, чтобы восстановить имевшуюся до принятия Конституции ситуацию.
Зачастую действующее законодательство содержит устарелые и нереальные для исполнения нормы, не учитывающие сложные социально-экономические условия перехода к рыночным отношениям, их негативное воздействие на жизнедеятельность детей. Статья 173 КЗоТ Российской Федерации в основном запрещает труд подростков в возрасте до 16 лет. В то же время труд детей, не достигших указанного возраста, получил реальное распространение в сфере материального производства, коммерческих структурах, бизнесе. При этом трудовая деятельность подростков не обеспечена правовой защитой от экономической эксплуатации, нередко представляет опасность для их здоровья или служит препятствием в получении образования, наносит ущерб физическому, умственному, духовному развитию детей.
Нерешенность проблемы занятости во многом обусловливается неудовлетворительным выполнением требований статьи 13 закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР" в части установления предприятиями, учреждениями и организациями государственного сектора экономики квоты специализированных мест для приема на работу молодежи, неурегулированностью создания льготной системы налогообложения для предприятий всех форм собственности, обеспечивающих трудоустройство несовершеннолетних, наличием в российском законодательстве нормы, предусматривающей возможность трудоустройства лиц, достигших 15 лет, лишь в исключительных случаях.
Отсутствие четкого нормативного регулирования трудовых отношений подростков, малоэффективная помощь в трудоустройстве со стороны государственных органов приводят к незаконному использованию их труда коммерческими структурами.
Законодательством не установлена в полной мере ответственность взрослых, в том числе и судебная, за нарушение прав ребенка на неприкосновенность его личности, за посягательства на его честь и достоинство.
Не решена проблема защиты прав детей при расторжении брака. Разведенные супруги не имеют равного правового и социального статуса в отношении общих детей, законодательно не обеспечена поддержка детей обоими родителями. Дети из распавшихся семей и дети одиноких матерей оказываются, как правило, в сложном экономическом положении и психологическом состоянии, что становится одной из существенных причин роста безнадзорности и беспризорности детей. Требует решения проблема безнадзорности и попрошайничества несовершеннолетних.
Многие решения органов власти, принимаемые в защиту детства, уже не отражают реальных показателей уровня жизни, не учитывают динамику негативных изменений, вследствие чего существенно занижается объем средств, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, в том числе в семье и в детских учреждениях.