Введение.

Олимпиада школьников в дополнение ко всему является чрезвычайно удоб­ным объектом не только для теоретических, но и для экспериментальных пе­дагогических исследований. По отношению к проблеме интеллектуального испытания она является готовым экспериментальным полигоном. С одной стороны, циклический характер олимпиады и практически неизменный поря­док ее проведения обеспечивают благоприятные условия для долговременно­го констатирующего эксперимента по изучению параметров интеллектуаль­ного испытания, необходимых при формулировке исходных позиций модели­рования. С другой стороны, автономия отдельных этапов олимпиады предос­тавляет составителям заданий и организаторам олимпиад достаточно широ­кие возможности для формирующего этапа эксперимента, связанного с апро­бацией модели и внедрением модельных разработок в практику проведения олимпиад. Многоуровневая структура олимпиады в сочетании с иерархичес­кой взаимосвязью отдельных этапов обеспечивает при этом широкомасштаб­ный характер исследований как на пассивной, так и на активной стадиях экс­перимента. Она позволяет работать с большими статистическими ансамбля­ми, представляющими в то же самое время соединение весьма разнообраз­ных выборок учащихся. Это обеспечивает необходимую репрезентативность и достоверность получаемых экспериментальных результатов.

Непосредственную опытную базу настоящего исследования составили региональные физические олимпиады школьников, проходившие в Рязани в 2003 г., а также ведомости успеваемости студентов физико-математического факультета по разным предметам. Это дало возможность судить о гуманности преподавания на тех или иных кафедрах Рязанского педагогического университета им. С. А. Есенина. Кроме того, в настоящем исследовании были использованы материалы, взятые во время прохождения педагогической практики в средней школе №43 г. Рязани.

Перейти на страницу: 1 2