Сущность и содержание основных понятий профессиональной пригодности.
ЭМПАТИЯ - умение видеть мир глазами других, понимать его также как они, воспринимать их поступки с их же позиции, и в то же время способность сказать другим и своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления. Умение сострадать другим.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - способность людей показать свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, готовность поддержать других.
АУТЕНТИЧНОСТЬ- умение быть естественным в отношении способность быть самим собой в контактах с окружающими.
ИНИЦИАТИВНОСТЬСТЬ – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, умение прийти на помощь, стремление браться за какие либо дела.
КОНКРЕТНОСТЬ – отказ от общих рассуждений, умение однозначно (представители Козероги) отвечать на вопросы.
НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ- умение говорить и действовать напрямую, иметь четкое об отношениях других людей и честная демонстрация своего отношения к ним.
ОТКРЫТОСТЬ - готовность открыть другим свой внутренний мир, быть искренним, уметь говорить о своих мыслях и чувства
Объект (цели) межличностного общения - переживания, мотивы человека, другими словами, различные личностные образования. Межличностное общение служит формой получения информации также фактором, сбора, стимуляции воздействия на настроение человека с целью мобилизации его ресурсов.Поэтому межличностное общение является одним из ведущих навыков и умений деятельности социального педагога. К наиболее важным составляющим межличностного общения относятся:
- навык обращения к другому человеку;
- навык умелого слушания собеседника;
- навык управления своим вниманием ;
- навык самообладания.
Навык умелого слушания собеседника, Умение слушать- это не только уметь не перебивать, а это — умение сопереживать, вызывать собеседника на откровенный разговор. Слушать труднее, чем говорить. Вслушиваться в слова другого еще сложнее. Выработать такой навык можно только проявив волю, а также осознав, что умение слушать, вслушиваться - это профессиональный инструмент каждого социального педагога. Поэтому, разбирая этот навык важно дать некоторые практические советы по выработке навыков умелого слушания собеседника.
1. Слушая, попытайтесь сосредоточиться на главной мысли говорящего.
2. Мысленно суммируйте сказанное и запоминайте основные моменты, пытайтесь понять план речи собеседника.
3. Старайтесь сразу же выявить и отделить из сознания элементы нового ранее вам неиэвестного
4. Боритесь с привычкой строить возражения или контраргументы, если выступающий кончил говорить.
5. Оценивайте или учитывайте эмоциональное состояние говорящего с точки зрения того,
как проявляются его эмоции, что за ними скрывается.
6. Не стремитесь давать совет до того, как вас об этом попросят.
7. Помните: большему раскрытию собеседника способствует ваше внимание, сосредоточенное отражение понимания, повторение ключевых мыслей, выраженных собеседником, восприятие его идеи и проявление интереса к ней, сведение к минимуму отвле-кающих факторов.
Навык управления своим вниманием. Он необходим социальному педагогу, для того, чтобы держать в поле своего внимания одновременно все факторы работы с людьми. Прежде всего важно сконцентрировать свое внимание. Концентрация внимания необходима при встрече с людьми; когда нужно заметить и понять настроение человека, вникнуть в его трудности и проблемы, сосредоточии внимание на своих советах и рекомендациях. Кроме того, надо правильно распределить свое внимание. Это помогает одновременно отмечать,
как вас понимают, соглашаются ли с вами,
в то же время надо еще следить за ходом своих рассуждений,
эа временем разговора.
навыке управления своим вниманием важную роль играет переключение внимания. Социальная работа настолько многообразна, что в течение дня приходится встречаться с разными! людьми, посещать различные организации,готовить документы и т.д. В успешной перестройке работы помогает навык переключения внимания.
Навык самообладания. В социальной работе часто возникают ситуации, требующие выдержки и самообладания. Поэтому важно, чтобы социальный педагог всегда умел владеть собой, быть спокойным, тактичным и вежливым, воздерживаться, от повышенного тона,раздражительности, уметь скрыть или напротив, продемонстрировать, эмоциональное состояние в процессе общения.
Каждый человек, общаясь, действует в соответствии с определенными поведенческими схемами. Попытка найти самый общий алгоритм поведения была предпринята Эриком Берном - создателем ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА. В соответствии с ним, каждый наш поступок продиктован логикой одного из трех состояний сознания (состояний Я): Родителя, Взрослого или Ребенка.