Системный подход к оценке учебных показателей, используемых в рейтинговой системе.
4-й уровень усвоения знаний
К усвоения |
0.9-1.0 |
0.8-0.9 |
0.7-0.8 |
менее 0.7 |
Отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
Для удобства расчета коэффициента усвояемости при автоматизированном контроле В.П. Беспалько предложена двенадцати бальная шкала оценки знаний.
Коэффициент |
Уровень усвоения знаний | |||
усвоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
К усвоения < 0.7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0.7 < К усвоения < 0.8 |
1 |
4 |
7 |
10 |
0.8 < К усвоения < 0.9 |
2 |
5 |
8 |
11 |
0.9 < К усвоения < 1.0 |
3 |
6 |
9 |
12 |
Согласно приведенным данным в зависимости от дидактических целей обучения студенты выполняют тесты заданного уровня и знания могут оцениваться по принятой в Агролицее шкале (2 уровень усвоения).
Далее, исходя из К усвоения разработка системы рейтинг-контроля проводится по следующему алгоритмы.
После изучения дисциплины рассчитывается общий К усвоения каждого студента по формуле:
где:
Kus - общий К усвоения после окончания дисциплины;
Kusv - отдельный К усвоения по i-й теме;
n - количество тем в дисциплине.
При итоговом контроле знаний полученный Kus учитывается следующим образом. При Kus = 1.0 - 0.9 выставляется оценка “5”, при Kus 0.9 - 0.8 - отметка “4”, при Kus 0.8 - 0.7 - отметка “3” и при Kus < 0.7 - отметка “2”.
Коэффициент, полученный после законченности обучения по предмету затем используется при расчете общего рейтинг-коэффициента по специальности:
где:
a - номер дисциплины в учебном процессе;
m - число дисциплин в учебном процессе;
Kv - коэффициент важности дисциплины;
Кроме данных, учитывающих важность дисциплины в учебном плане, в общий рейтинг входят баллы, полученные з общественную работу, все виды практик, защиту диплома, госэкзамены и т.д.
В настоящее время в Агролицее внедрить систему рейтинг-контроля на основе теории поэтапного формирования умственных действий и умений П.Я. Гальперина нельзя, хотя отдельные элементы ее уже применяются при изучении курсов Информатики, АСОЭИ, Физики и Экономики.
Фактором, который сдерживает развитие этой системы, является тот факт, что в система профтехобразования Краснодарского края является очень закостенелой, консервативной, остановившейся в своем развитии на традиционных формах урока и не терпящая ни каких новшеств.
Для четкого функционирования рейтинговой системы требуется:
Разработка логических структур содержания обучения по всем темам.
Разработка перечня учебных элементов.
Разработка тестов в соответствии с перечнем учебных элементов и поставленными дидактическими целями.
Разработка отдельных фрагментов сценариев по работе с тестами разных уровней усвоения знаний.
Написание сценариев с учетом психофизиологических особенностей обучаемых.
Разработка макета протокола занятия с подведением полученных результатов.
Выбор программы - оболочки, позволяющей реализовать программы - сценарии.
Реально сейчас ни один пункт не обеспечен методической литературой и учебными пособиями, поэтому говорить о полном внедрении данной системы контроля знаний в Агролицее пока рано.