Работа над культурой устной и письменной речи учащихся iii класса.
В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения. Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов, постановке ударения в словах, а также правильностью интонации предложения. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.
Работа над культурой устной речи предполагает прежде всего проведение специальных упражнений, направленными на овладение учащимися правил орфоэпии; обучение выразительному чтению и ознакомление с фонетическими закономерностями русского языка как средством художественной выразительности речи. Монтажные пены и герметики оптом.
Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений / в данном случае фонетических явлений/ и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.
С основными правилами русского литературного произношения учащиеся знакомятся при изучении морфологии. Например, сочетания -тся, -ться в конце глаголов произносятся как –цъ-/заниматься – цъ, учится –цъ/. При работе над этим произношением эффективен вопрос: какая разница в произношении и в правописании данного слова? Сколько звуков в данном слове? Сколько букв?
Усвоение учащимися правильного литературного произношения – процесс сложный и длительный. Большое значение при этом имеет умение слушать и слышать, желание совершенствовать свою речь. Это положение подтверждается в психологических исследованиях.
“Прямое выполнение коммуникативных операций в устной речи, - замечает Б.Г.Ананьев, - требует культуры, развития обращенности и поддерживаемости устной речи в ситуации общения. Именно поэтому психологически весьма важным является воспитание у школьников способности к активному слушанию, которое есть одно из условий коммуникаций” /4;с.15/. Стимул в работе в этом направлении часто возникает в результате общении с людьми, обладающими правильной, красивой литературной речью или умеющими выразительно читать художественные произведения. Поэтому эффективно использовать в обучении прием подражания образцам речи, в частности речи преподавателя.
Кроме того, очень важно создать атмосферу благожелательного отношения к вопросам орфоэпии в классе. На этом фоне развертывается повседневная работа по исправлению орфоэпических ошибок. Ни одно нарушение правил литературного произношения не должно оставаться незамеченным. Систематическое исправление учащимся замеченных ими недочетов собственной речи и речи других содействует формированию привычки обращать внимание на правильность произношение любого слова.
Не менее эффективным средством является индивидуальная работа с учащимися на уроке и во внеклассное время. С этой целью преподаватель регистрирует диалектные недочеты, например, стяжение гласных /думат, вместо думает/. Нередко допускается также недочет морфологического характера: мягкое окончание в форме 3-го лица глаголов /думають, делають/. В каждом отдельном случае преподаватель дает специальное задание. Так, чтобы избежать привычку к стяжению гласных, относящимся к двум слогам, учащиеся упражняются в раздельном произношении слогов по данному образцу: он ду-ма-ет, чи-та-ет, слу-ша-ет. Эти упражнения проводятся как в 1 классе, так и в III классе. Ведь как ни обидно, но и третьеклассники допускают такие же ошибки. Преодолеть этот недостаток произношения помогает умение разбираться в основах глагола, знание, например, того, что в неопределенной форме глагола думать основа дума-, в личных формах основа на , и это должно найти свое отражение и в произношении личных форм глагола /думает, слушает/.
Нормы литературного произношения часто нарушаются неправильной постановкой ударения в словах. в русском языке ударение разноместно и подвижно. Например, сторожил – ударение падает на третий слоге, нормировать – на четвертый.