Связная речь, устный пересказ и письменное изложение.
И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи.
Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой /27;с.462/.
В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи, принадлежащей самим учащимся /или упражнения по развитию связной речи/:
Развернутые ответы на вопросы /в том числе в беседе/;
Различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания /или написанные тексты/ в основном отвечают изложенным выше требованиям; записи по наблюдениям, ведение дневников погоды и природы, другие дневники;
Устный пересказ прочитанного /в его различных вариантах/;
Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу и концу и тому подобное;
Рассказывание художественных текстов, заученных на память;
Письменное изложение образцовых текстов;
Перестройка данных учителем текстов;
Письменное сочинения разнообразных типов;
Статьи в газете, отзывы о прочитанных книгах, о кинофильмах, то есть в сущности, сочинения особых жанров; деловые бумаги; заявления, объявления, адреса, телеграммы и тому подобное.
Это лишь самое общее перечисление тех видов связных текстов, которыми оперируют младшие школьники. Как видим, разнообразие упражнений довольно велико.
Все это разнообразие дается учащимся почти без теорий, практическими способами. Разнообразие должно соблюдаться, во-первых, в тематике упражнений, во-вторых, в жанрах, в-третьих, в особенностях языка, в-четвертых, в типах самих упражнений.
Только в этом случае будет обеспечена разностороннее развитие мышления и речи учащихся.
Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.
Это, во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить ее, найти ее границы.
Во-вторых, это умение собирать материал, отбирать то, что важно, что относится к теме, и отбрасывать второстепенное.
Следующее третье умение – это умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану.
Четвертое умение – умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное. Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всех этих умений. Но учить всем этим умениям сразу, в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке должна быть четко определена задача обучения.
Например, предлагается составить устный рассказ в III классе по картине А. Пластова “Первый снег”. Учебные рассказы этого рассказа: обучение рассматриванию картины; использование образных слов и выражений и с прочитанных произведений. Так сказано в учебнике. Учитель может, однако, определить и другие задачи, например, составление сюжета рассказа на основе воображения.
Планировать развитие речи учащихся рекомендуется на длительный срок – лучше всего на год. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений, различные темы. Планируя развития речи учащихся на год, учитель должен решить, как часто следует проводить устные и письменные работы, изложения и сочинения, писать письма, отзывы о прочитанных книгах, заметки в газету, составлять устные рассказы.
Как видим, в развитии связной речи учащихся есть ряд ясных определенных задач, последовательное решение которых и создает систему в работе /14; с. 72-82 /.
Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге повышают уровень их речевого развития, культуру речи.
Дети должны знать, такие требования школа предъявляют к пересказу. Прежде всего в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а от части и синтаксические конструкции, взятые из образцового текста.