Предупреждение речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
Многие речевые ошибки могут быть предупреждены в ходе грамматических тем. Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, не требует дополнительного времени, не только повышает культуру речи учащихся, но и помогает им глубже усвоить грамматические понятия.
Одно из умений учащихся, которому обучает школа, - это умение совершенствовать написанный текст. Необходимо обучать детей самопроверке и простейшему редактированию.
Существенные трудности в работе учащихся над сочинениями и изложениями создает орфография и пунктуация.
Сочинение является средством развития не только общей речевой культуры школьников, но и их навыков правописания. Н.С. Рождественский подчеркивал , что, “повышая культуру речи детей, мы способствуем и поднятию орфографической грамотности”.
Эффективное средство предупреждение ошибок – орфографическая подготовка словаря предстоящего сочинения. Новые слова, употребляемые в процессе подготовке к сочинению и изложению, на экскурсии, прогулки, беседах, при рассматривании картин записываются и анализируются с точки зрения правописания.
Для развития орфографической зоркости и закрепления основных грамматических правил используется игра “исправь ошибки у Незнайки”.
Пчелы летят к сирени и к яблоне. По зеркальной глади озера скользит парусная лодка. Ветки сирени стояли в кувшине на столе. Теплоход подходил к казани.
Используя этот вид работы учитель выясняет степень усвоенного материала, знания правила орфографии, умение доказать правильность написания.
Для того, чтобы исправить лексико- грамматические ошибки учитель записывает несколько неправильно построенных предложений. Проводится их коллективное исправление и последующая запись. Аналогично исправляются и предложения, в которых есть нарушения в употреблении слов.
Например. А лыжники катаются на лыжах и смотрят на петуха и кур.
Правильно построено предложение? (нет).
- Как правильно раскрыть эту ситуацию? (Лыжники катаются на лыжах. Потом они наблюдают за красивым петухом и курами).
Земля холодна и грязь со снегом хлюпает под ногами.
Можно ли увидеть на картине холод земли и хлюпанье под ногами? (На земле появились проталины).
Очень велика роль индивидуальной помощи учителя на уроке, во время письма. Она важна не только для орфографии, но и для предупреждения речевых ошибок, для обучения составления связного текста, для раскрытия темы. Учитель помогает детям в выборе слов, учит строить предложение, расставлять знаки препинания, помогает решать орфографические задачи.
Конечная цель рассмотренных приемов предупреждение ошибок – это самопроверка. Школьник должен быть приучен проверить свое сочинение или изложение, устранить в нем ошибки.
Используя все методы и приемы работы по устранению речевых ошибок, можно добиться от учащихся повышения их речевой культуры /14; с. 159-165/, правильности передачи содержания, последовательности изложения, точностью употребления слов, правильности построения предложения.