Ситуативная основа формирования речевого общения
Обратимся к следующему компоненту речи, важному для ее функционирования, а именно к принятию ситуации общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз и состоит в том, чтобы смысл (содержание) ситуации. Предполагается, что смысл одной ситуации (реальной или мыслимой)может быть по-разному запрограммирован и выражен разными языковыми средствами.
Ситуация, во-первых, может носить наглядно воспринимаемый характер, например: вид помещения, которое надо описать, несколько предметов, о которых следует сказать, что они из себя представляют, в каких отношениях находятся между собой, какое-то явление, к которому предстоит выразить свое отношение. В учебных условиях наглядная ситуация часто задается демонстрирацией предметов и действий, инсценировкой, картиной и серией картин, макетом, апликацией и т. п. В качестве наглядной ситуации может предстать улица города, вид, открывающийся из окна , состояние погоды, которую описывают или о которой рассказывают, учащиеся, ведя дневник наблюдений.
В других случаях общающиеся основываются на воображении ситуации, т. е. опираются на те образы, представления и их следы, которые сохранились от восприятия наглядных ситуаций, предшествовавшего моменту разговора. С такими ситуациями учащиеся имеют дело, когда, например, рассказывают о виденном на экскурсии, пишут сочинения о проведенных каникулах.
Ситуация общения может быть представлена собственно и в словесной форме, в виде письменного текста, рассказа учителя, реплик диалога или беседы. В таких случаях говорящий, читающий, пишущий или партнеры по живому общению (диалог, беседа) воспринимают текст рассказа в книге, содержание предыдущих реплик в разговоре, связного устного рассказа и т. п., что и является ситуацией; теперь ее нужно назвать ( в отличие от ранее рассмотренных) контекстной или отвлеченно-словесный.
Итак, ситуация как исходный момент общения, речевой активности в той или иной форме может быть задана в разных вариантах. В зависимости от этого ( т. е. от формы, в которой представлен смысл) изменится способ извлечения содержания из данной ситуации, что создаст и разные условия построения, программирования и внешней реализации высказывания.
Слово не только называет, но и обобщает явления и предметы, тем самым позволяя абстрагироваться от каких-то свойственных им, но несущественных в данных обстоятельствах признаков. Иначе говоря, слово обозначает не только данный предметы, но все такие же предметы, т.е. какой-то практически, реально не существующий предмет, например : «стол вообще», понятие «стол». Должно пройти какое-то время, в течение которого ученик овладевает словом как обозначением понятия. Достигнуть этого он сможет, только общаясь, т е употребляя данное слово в разных ситуациях общения, что и обеспечивается разнообразными тренировочными упражнениями, в которых ведущее место отводится многократным соотнесениями слова с наглядной слова с наглядной ситуацией, где , в частности, данный предмет, выступая в присущих ему конкретных вариантах (столы разного размера и цвета, различного внешнего вида и т д), обозначаются одним и тем же звуком (буквенным) комплексом – словом стол. Ускорению прцесса образования понятий, как уже отмечалось, способствует специальная работа.