Результаты, полученные на основе ведомостей студентов.
Самым интересным из проделанной работы явились результаты, полученные на основе зимней сессии студентов физико-математического факультета нашего университета. В качестве тестируемых были взяты результаты экзаменов трех групп по трем предметам. Естественно, для чистоты эксперимента было необходимо полное различие в фактической сложности предметов. Поэтому, были выбраны три следующих: возрастная психология, общая физика и математический анализ. Причем последние два предмета были взяты у двух групп отделения «Физика». Сдавались эти экзамены в зимнюю сессию одним и тем же преподавателям.
Не секрет, что в студенческих кругах психология считается легким экзаменом, общая физика – средним, а математический анализ – сложным. Однако такое деление предметов во многом зависит от преподавателя. Например, если преподаватель принимает экзамен по математическому анализу очень мягко, то, очевидно, такой экзамен автоматически становится простым, а если экзамен принимается очень жестко, то он становится сложным.
Кроме этого сложность предмета зависит еще и от его фактической сути. Например, тот же математический анализ является точной наукой, а это накладывает определенный отпечаток на его сложность. Психология же во многом является очевидным предметом (это многим только кажется). Эти факты склоняют его сложность в более простую сторону. Физика же есть эмпирическая наука. Это значит, что практически все ее законы можно проверить на опыте. Это обстоятельство вызывает определенный интерес у студентов, а это способствует лучшему пониманию предмета.
Из этих соображений вытекает суть той идеи, которую мы используем для описания конкретно этих результатов. А идея проста: если есть набор оценок по каким-либо предметам, то, построив распределение по этим оценкам, можно оценить жесткость экзаменаторов по конкретным дисциплинам.
Первая БД (содержится в файле DBOLYMP2.DB) представляет собой протокол экзамена по математическому анализу у групп 15 и 16 ФМФ. В результате обработки данного протокола было получено следующее распределение по суммарному баллу:
Рис. 1. Распределение по суммарному баллу для DBOLYMP2.
Очевидно, что максимально возможный балл за экзамен равен 5, а минимально возможный балл условно принимаем равным 2. Из вида диаграммы можно сделать вывод о том, что самое оценка, которую получила большая часть студентов, это 2. А оценка, которую получила меньшая часть студентов, это 5. На симметричный относительно среднестатистического балла «колокол» полученное распределение явно не похоже. Причина этого может быть объяснена при помощи нескольких вариантов. Первый вариант заключается в чрезвычайной жесткости экзаменатора, то есть, либо он спрашивает со студентов то, чего не рассказывал на лекциях, либо просто спрашивает очень жестко. Второй вариант говорит о том, что сами студенты пришли на экзамен абсолютно не готовыми.
Вторая БД (содержится в файле DBOLYMP3.DB) представляет собой протокол экзамена тех же групп, но по общей физике. В результате обработки этого протокола получено следующее распределение.
Рис. 2. Распределение по суммарному баллу для DBOLYMP3.
Аппроксимируя данное распределение, мы получаем практически идеальный «колокол». Это говорит о сбаланированном подходе экзаменатора к приему экзамена. То есть, при таком подходе осуществляется гуманистический подход к личности студента, а также равномерное соединение всех трех режимов испытания.
Третья БД (содержится в файле DBOLYMP4.DB) представляет собой протокол экзамена по возрастной психологии у 11 группы ФМФ. В результате обработки данного протокола получено следующее распределение. На рис. 3 мы видим полную противоположность распределению, полученному при анализе экзамена по математическому анализу. Здесь большая часть студентов получила 5, а совсем малая часть получила 3.
Рис. 3. Распределение по суммарному баллу для DBOLYMP4.
Двоек нет вообще. Такое распределение характерно для щадящего режима испытания. То есть экзаменационные вопросы, которые предлагались студентам, были очень простыми.
Исходя из всех протоколов, описанных выше, можно сделать один очень важный вывод. На экзамене необходимо придерживаться такого варианта испытания, который представлен в описании экзамена по физике. Нет смысла в очень жестком испытании (как на математическом анализе), однако нет смысла и в очень щадящем режиме (как на психологии). Необходимо выбрать «золотую середину». Тогда преподаватель будет на 100% уверен в своей рациональности.