Дидактика как теория обучения
Современная дидактическая система складывается из элементов традиционной дидактики и включает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.
Дидактика - теория обучения. Понятие было введено учёным Вольфгангом Ратке в ХVI веке. Содержание и смысл этому понятию дал Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.).
Категории дидактики
В основании дидактики находятся категории дидактики. Категория - это основное понятие конкретной науки.
Основные понятия дидактики можно представить в виде нескольких блоков понятий:
1. Преподавание, учение, обучение, образование.
2. Цель, содержание, средства.
3. Виды, формы, методы.
Все категории дидактики - это категории педагогики. Дидактика же, и все её категории являются категориями педагогики.
1. Организация, система, технологии.
Преподавание - это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определённый порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели. Эта деятельность включает в себя воспитательный аспект, информационную часть, работу с учеником по осознанию материала и практическую часть.
Учение - это процесс (сопроцесс) познания. Этот процесс включает в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт. В процессе учения у ученика изменяются прежние и возникают новые формы поведения.
Обучение - это упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.
Знания - это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.
Умение - это способность использовать знания на практике и овладение способами использования знаний.
Навыки - это умения, доведённые до автоматизма.
Содержание - это система научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками.
Организация - это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.
Форма - это внешний вид, оболочка.
Средства - это то, что располагается между педагогом и учеником (классная комната, учебник, техника, голос преподавателя и т.д.).