Заключение

В-третьих, общественный характер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим Макаренко подчеркивал: наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей. В этом, по нынешним меркам, «старомодном» высказывании содержится мысль, которую нельзя игнорировать и сегодня: воспитание призвано формировать человека, ответственного перед другими людьми, способного следовать общественному долгу. Вместе с тем сомнительны утверждения Макаренко, о безусловном подчинении личности коллективу.

В-четвертых, заслуживает также внимания замечание Макаренко о контроле общественного мнения над воспитанием. Именно оно закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения. Как следствие, в ребенке рождается твердость, несгибаемость закаленного характера, воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям.

В-пятых, показателем социальности воспитания по Макаренко выступает то обстоятельство, что воспитание осуществляется не только в государственном учреждении – школе, но и в основной ячейке общества – семье. Именно в семье, по его мнению, закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности. Семейное воспитание должно найти меру между нашей большой, отдающей себя обществу работой и нашим счастьем, тем, что мы берем от общества.

Итак, теоретические положения А.С. Макаренко, касающиеся социальной сущности воспитания, его общественного характера не потеряли своей актуальности и в нынешних условиях. Они позволяют уточнить категориальный аппарат современной социальной педагогики и, на наш взгляд, смогут благотворно повлиять на процесс накопления достоверного знания в этой относительно новой научной дисциплине.

Практическое претворение в жизнь идей А.С. Макаренко, в том числе и этико-педагогических, не пройденный этап, а задача на будущее. Он - теоретик не прошлого, а будущего: воплощение его комплексной воспитательной и этической программы связано с такими условиями, которые в значительной мере еще предстоит сформировать. А.С. Макаренко относится к педагогам, которые идут впереди своего времени, потому что основополагающая идея его этической концепции - общественная ответственность, строящаяся на взаимности личности и коллектива. Его система воспитания выше этического рационализма в обычном его понимании. Она может быть реализованной лишь в условиях такого типа социальной организации, где школа будет органической частью жизненной практики, а не изолированной ее формой.

Взгляды А.С. Макаренко - этика педагогики дня сегодняшнего и будущего, так как нормы «нового человечества», о котором он мечтал, спрессовавшие в себе надежные, общепризнанные гуманистические ценности, находятся еще в стадии формирования. Ныне мы нередко являемся свидетелями утраты моральной выдержки, ослабления моральных устоев, проявлений своеобразного морального разложения. Чтобы преодолеть их, обрести веру в смысл человеческой жизни, необходимо мобилизовать всю творческую энергию и силу воли личности. Человек, как и предлагал А.С.Макаренко, должен принимать участие в развитии цивилизации на всех ее главнейших уровнях (личная жизнь - экономика - общественная жизнь - культура), должен ощущать себя лично ответственным за все, что ему дорого, что для него важно. Человек сегодняшнего дня и будущего - это человек высокой общественной ответственности, всесторонне развитый, свободный, в арсенал ценностей которого войдет и этика А.С. Макаренко.

Перейти на страницу: 1 2