Методика констатирующего эксперимента.

Все слова в тексте знакомы детям за исключением двух, называющих части организма раковины: «створки» и «тело». В рассказе имеются экспрессивные глаголы (рвал, кидался, бился, кричал, бросился), указывающие на стремительность и мгновенность действий. Для передачи состояния орла во время ожидания добычи были употреблены глаголы: сидел, выжидал (с наречием терпеливо). Временные отношения выражены словами: однажды, в этот момент, слишком поздно, через шесть часов.

В рассказе 16 предложений, из которых 7 простых, 4 сложноподчиненных, 5 – усложненного типа. Простые предложения распространены дополнениями, определениями, наречиями. Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, следствия, цели, определительным. В рассказе имеются три предложения со сравнениями. По структуре сравнения различны: в двух случаях они выражены словосочетаниями, а в одном – словом. В первом 2 створки сравниваются по величине с «умывальным тазом», во втором – стремительный полет орла, нападающего на свою жертву, сравнивают с полетом стрелы, в третьем раскрытые «створки» раковины - с раскрытой книгой.

На основе всестороннего анализа работ учащихся мы разделили испытуемых на четыре группы.

В первую группу вошли ученики, в работах которых содержание воспринятого текста передавалось полно, правильно и последовательно, слова употреблялись адекватно, структура предложений не нарушалась. Учащиеся, в изложениях которых были выпущены некоторые второстепенные звенья, но смысл основного текста сохранялся, также были отнесены к первой группе.

Вторую группу составляли школьники, которые в своих работах пропускали отдельные звенья. Они не искажали содержания воспринятого, не воспроизводили его неполно, неточно.

В третью группу были отнесены ученики, в изложениях которых пропущены многие важные смысловые единицы, наблюдалась потеря логической связи между предложениями и частями рассказа, допускались искажения фактов, вводились неадекватные привнесения, нарушающие правильность изложения, встречались неуместные замены слов, неправильно построены предложения.

В четвертую группу вошли учащиеся, не справившиеся с заданием. Их работы состояли из отдельных, не связанных между собою фраз. Поэтому изложения, в сущности, не было.

В результате анализа нами установлено, что первый текст оказался доступным для учащихся все классов.

При передаче второго текста ученики 6 и 7 классов испытывали некоторые трудности. Они часто пропускают важные звенья или искажают отдельные смысловые единицы текста.

Ученики 8 и 9 классов справились с заданием успешнее.

При репродуцировании третьего текста учащиеся 6 и 7 классов, и в единичных случаях 8 и 9 классов испытывали значительны трудности. Они не смогли раскрыть сложные причинно-следственные связи и отношения, переданные в рассказе, искаженно воспроизводили некоторые факты, неточно или неуместно использовали слова, часто нарушали конструкции предложений.

Таблица 1.

Успешность выполнения учащимися письменных изложений

Классы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Текст «Лиса обманула»

6

7

8

9

20%

30%

50%

60%

55%

55%

60%

40%

15%

15%

0%

0%

10%

0%

0%

0%

Текст «Поросята»

6

7

8

9

15%

25%

40%

50%

55%

50%

60%

50%

20%

25%

0%

0%

10%

0%

0%

0%

Текст «Раковина и орел»

6

7

8

9

0%

5%

15%

25%

45%

55%

65%

60%

35%

30%

15%

10%

20%

10%

5%

5%

Перейти на страницу: 1 2 3