Методика констатирующего эксперимента.
Все слова в тексте знакомы детям за исключением двух, называющих части организма раковины: «створки» и «тело». В рассказе имеются экспрессивные глаголы (рвал, кидался, бился, кричал, бросился), указывающие на стремительность и мгновенность действий. Для передачи состояния орла во время ожидания добычи были употреблены глаголы: сидел, выжидал (с наречием терпеливо). Временные отношения выражены словами: однажды, в этот момент, слишком поздно, через шесть часов.
В рассказе 16 предложений, из которых 7 простых, 4 сложноподчиненных, 5 – усложненного типа. Простые предложения распространены дополнениями, определениями, наречиями. Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, следствия, цели, определительным. В рассказе имеются три предложения со сравнениями. По структуре сравнения различны: в двух случаях они выражены словосочетаниями, а в одном – словом. В первом 2 створки сравниваются по величине с «умывальным тазом», во втором – стремительный полет орла, нападающего на свою жертву, сравнивают с полетом стрелы, в третьем раскрытые «створки» раковины - с раскрытой книгой.
На основе всестороннего анализа работ учащихся мы разделили испытуемых на четыре группы.
В первую группу вошли ученики, в работах которых содержание воспринятого текста передавалось полно, правильно и последовательно, слова употреблялись адекватно, структура предложений не нарушалась. Учащиеся, в изложениях которых были выпущены некоторые второстепенные звенья, но смысл основного текста сохранялся, также были отнесены к первой группе.
Вторую группу составляли школьники, которые в своих работах пропускали отдельные звенья. Они не искажали содержания воспринятого, не воспроизводили его неполно, неточно.
В третью группу были отнесены ученики, в изложениях которых пропущены многие важные смысловые единицы, наблюдалась потеря логической связи между предложениями и частями рассказа, допускались искажения фактов, вводились неадекватные привнесения, нарушающие правильность изложения, встречались неуместные замены слов, неправильно построены предложения.
В четвертую группу вошли учащиеся, не справившиеся с заданием. Их работы состояли из отдельных, не связанных между собою фраз. Поэтому изложения, в сущности, не было.
В результате анализа нами установлено, что первый текст оказался доступным для учащихся все классов.
При передаче второго текста ученики 6 и 7 классов испытывали некоторые трудности. Они часто пропускают важные звенья или искажают отдельные смысловые единицы текста.
Ученики 8 и 9 классов справились с заданием успешнее.
При репродуцировании третьего текста учащиеся 6 и 7 классов, и в единичных случаях 8 и 9 классов испытывали значительны трудности. Они не смогли раскрыть сложные причинно-следственные связи и отношения, переданные в рассказе, искаженно воспроизводили некоторые факты, неточно или неуместно использовали слова, часто нарушали конструкции предложений.
Таблица 1.
Успешность выполнения учащимися письменных изложений
Классы | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Текст «Лиса обманула» | ||||
6 7 8 9 | 20% 30% 50% 60% | 55% 55% 60% 40% | 15% 15% 0% 0% | 10% 0% 0% 0% |
Текст «Поросята» | ||||
6 7 8 9 | 15% 25% 40% 50% | 55% 50% 60% 50% | 20% 25% 0% 0% | 10% 0% 0% 0% |
Текст «Раковина и орел» | ||||
6 7 8 9 | 0% 5% 15% 25% | 45% 55% 65% 60% | 35% 30% 15% 10% | 20% 10% 5% 5% |