Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками и детьми данного возраста в целом.
4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики.
Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
5. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.
Более подробно рассмотрим каждый из выше указанных этапов.
1. Поступление ребёнка в школу.
Первая задача – выявить уровень его готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения в школьной среде.
Вторая задача – по возможности скомпенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень школьной готовности к моменту прихода в первый класс.
Третья – продумать стратегию и тактику обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей. В соответствии с этим можно выделить и основные направления работы:
психолого-педагогическая диагностика;
консультирование и просвещение родителей;
консультирование педагогов по вопросам комплектования класса и обучения отдельных учеников.
В настоящее время проблема школьной готовности глубоко проработана в отечественной педагогической и психологической литературе. Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизиологическое состояние будущего школьника в целом.
Среди её различных психологических параметров наибольшее значение имеют когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность, мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника, социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.
2. Первичная адаптация ребёнка в школе.
Как уже говорилось выше, термином "первичная адаптация" обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период руководствуется следующими задачами: