Введение.
Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом. Поэтому крушение тоталитарной системы в СССР логично повлекло за собой разрушение и забвение прежних моделей коллективного воспитания.
За последние десять лет на постсоветском пространстве несколько раз сменилась парадигма воспитания. Первоначальный подход, возникший на волне отрицания опыта советской школы, провозгласил "Воспитание через обучение". Таким образом, школа добровольно отказалась от своей основной общественной функции - передачи социального опыта подрастающему поколению. Причины этого пагубного шага, думается, легко определить: с уничтожением коммунистической идеологии у воспитателей возник идеологический вакуум, исчезла база, на которой можно было строить воспитание подрастающего поколения. Однако последствия этого события оказались весьма серьёзными.
Роль воспитателя, от которой отказалась школа, тут же перехватили различные структуры, не всегда безопасные: от общественных организаций до тоталитарных сект, от клубов по интересам до криминальных группировок. Последствия очевидны: утрата общественно-значимых ориентиров, распад культурных и моральных ценностей, дезориентация молодёжи в обществе, алкоголизм и наркомания.
В этих условиях казахстанская школа провозгласила новую парадигму: "Образование через воспитание". Десять лет спустя общество независимого Казахстана осознаёт необходимость возврата от бездушного индивидуализма, порождённого капиталистическим обществом к ценностям коллективизма и альтруизма.
К сожалению, за последнее время оказался забыт теоретический багаж советской школы, растрачен неоценимый практический опыт педагогов. На сегодня актуальной представляется задача возрождения этого опыта, его критического анализа, отбора из него тех истинных ценностей, которые помогут на современном этапе воспитывать благородную и нравственную личность строителя современного независимого Казахстана. Именно этот интерес заставил заняться данной проблемой автора этой дипломной работы.
Цель денной работы заключается в том, чтобы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те её аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы в свете её новой парадигмы.
Цель определила задачи исследования:
· Изучить историю становления коллективного воспитания;
· Определить, насколько конкретно-историческая ситуация способствовала или препятствовала развитию личности в коллективе;
· Выявить воспитывающий потенциал, содержащийся в коллективных моделях воспитания;
· Определить модель коллектива, наиболее подходящую для целей современной казахстанской школы;
· Выявить оптимальную структуру воспитывающего коллектива;
· Определить факторы, при помощи которых коллектив воздействует на личность.
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы исследования:
· Теоретический анализ философской, педагогической и методической литературы;
· Наблюдение за современным учебным процессом;
· Изучение школьной документации, касающейся воспитательного процесса.
Проработанная литература по данному вопросу включает в себя труды таких крупных специалистов по вопросам коллективного воспитания, как А.С, Макаренко,
_Доделать!!!!!!!