Российская традиция коллективного воспитания.
Среди остальных направлений в области воспитания, привлекает внимание, получившая развитие в США педагогика прагматизма, или прогрессивизма лидером которой был Джон Дьюи. Каких либо серьёзных работ, в области изучения коллективных форм обучения, в этой школе не разрабатывалось, хотя роль коллектива в процессе воспитания и обучения признавалась. Так, например Джон Дьюи, для общего развития ученика, считал необходимым обучение и воспитание в школе. При этом он касался темы количества обучаемых в группе. По мнению Джона Дьюи большое количество учащихся приводит к пассивности, механическому обучению, однообразию используемых методов и программ. В связи, с чем он высказывал предположение о том, что большие по количеству ученические коллективы мешают развитию личности. И поэтому считал, что в первичных коллективах, обучение должно происходить с небольшим количеством учеников.
Как видно из вышеописанного, коллективные формы в странах запада получили ещё большее распространение. Но, к сожалению развития идей, более глубокой проработки коллективных форм воспитания и тем более нового прорыва в данной области, не произошло. И поэтому утверждение, о переходе западной педагогической мысли в области изучения коллективных форм на экстенсивный путь, возможно, не будит звучать слишком смело.
Но если в странах запада произошло охлаждение интереса к коллективным формам воспитания, то в России напротив, они продолжили своё развитие. Работа в области изучения коллективных форм тесно связывалась с практикой.
Так, в этот период, появляется множество экспериментальных учебно-воспитательных учреждений с принципиально новым подходом к организации ученического коллектива. Одним из таких учреждений был “Сеттльмент”- просветительно-воспитательное учреждение, созданное в Москве А.У. Зеленко и С.Т. Щацким. Его особенностью было то, что труд рассматривался как средство воспитания и способ организации коллектива. В этом учреждении учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, благодаря чему была создана сквозная система воспитания от дошкольника до взрослых. Что касается Шацкого, то он широко известен своими трудами по проблемам школы и формированию детского коллектива, что вызывает к нему в связи с рассматриваемой темой особый интерес. Так он участвовал в создании и ряда других детских учреждений, в чём неизменно преуспевал. Секрет Шацкого как в нём самом, так и в особой организации коллективов этих колоний. Основные моменты организации коллективов, которыми он руководил можно обозначить на примере детской трудовой колонии «Бодрая жизнь», которая была создана в 1911 на территории Калужской губернии. В ней была организована напряжённая «бодрая жизнь» детей, подчиняющихся строгому режиму и наполненная разумным содержанием: трудом, самообслуживанием, игрой, театром, музыкой спортом. Отличием ученического коллектива этого учреждения было и то что «Детское сообщество» было оформлено и организованно особым образом: существовали выборочные органы самоуправления. Организационная структура коллектива состояла из общего собрания, которое периодически собиралось на сходки. На общем собрании решались различные вопросы, например о выпуске журнала, что помогало членам коллектива учиться находить между собой точки соприкосновения.
Значительным достижением С.Т. Шацкого стала реализация, на деле единства педагогов и детей в коллективе, а также преодоления между ними «смыслового барьера». Более того, педагогическому коллективу удалось, без применения административных мер наказания, организовать взаимное, разумное положительное влияние детей друг на друга. Достижение таких результатов кажется невозможным, но помощью проведённой работы по нейтрализации аморальных сил в детской среде и борьбе за новую нравственность, желаемое стало действительностью.
К началу 20века коммунистические идеи воспитания, через которые красной нитью проходила тема коллектива, были широко распространены. И потому вызывает интерес отношение к ним педагогов того времени. Наряду с положительными отзывами были и негативные.