Социалистические эксперименты по воспитанию "нового человека"
Вечером 7 ноября 1917 года вместе с холостым выстрелом крейсера «Аврора» началась не только революция в Российской Империи, но и в педагогике. К власти пришли большевики, которые придерживались идеалов воспитания К.Маркса и Ф.Энгельса. Следуя идеям своих учителей, большевики на 24 съезде КПСС, краеугольным принципом советской системы воспитания признали: «Воспитание в коллективе и через коллектив». Но при этом нужно справедливо заметить, что даже на начальном этапе становления советской педагогики слепого копирования западных коммунистических идеалов воспитания не было. Не было, благодаря деятельности академика А.В.Луначарского, доктора педагогических наук Н.К.Крупской, П. П. Блонского, С.Т. Шацкого, А. С. Макаренко и других. Более того, можно говорить о наметившемся подъеме педагогической мысли и новом подходе к роли коллектива. Если раньше интерес проявлялся в основном к его формированию и, в лучшем случае, к коллективным формам образования, то теперь он стал интересен как воспитывающая сила. Признание за коллективом такой роли ознаменовало в педагогике противостояние Восток-Запад.
Запад не признавал «воспитательного коллектива», более того, будучи прародителем идей воспитания в коллективе, к началу 20 века к ним охладел. На первый план вышли индивидуальные формы воспитания, при которых роль учителя в воспитании значительно снизилась для обеспечения «свободы» учеников. Свобода учеников при такой стратегии воспитания осталась в уме её создателей, а на практике произошло учинение беспредела одних учеников над другими. Думается, что это произошло из-за ошибки западных педагогов. В чём эта ошибка однозначно ответить нельзя. Но можно сказать что, коллектив участвует в воспитании личности, чему подтверждением служат слова А.С.Макаренко: «В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного»[17]. При существовании классно-урочной системы, не признавая за коллективом роль воспитателя, западные педагоги не ушли от связанных с ним проблем, а просто переложили их на самих членов коллектива.
Но, если на западе к «воспитательному коллективу» интереса не замечалось, то в СССР он с каждым годом нарастал. И, как утверждает Л. И Новикова[18], в первые послереволюционные годы проблема коллектива и личности стала одной из наиболее актуальных в теории и практике воспитания подрастающего поколения. Если обратиться к истории того времени, то можно увидеть, что не 24съезд КПСС и подхалимство стало определяющим для широкого распространения и разработки видными учёными проблем «воспитательного коллектива». Бурному росту и подъёму коллективное воспитание было обязано, скорее, большому количеству беспризорных детей, чьи родители погибли в результате затяжной гражданской войны, а также детей - сирот. Значительное количество беспризорников пополняли криминальные сводки и ухудшали криминогенную ситуацию, что, безусловно, существенно мешало восстановлению страны после долгих лет разрухи. Каждого беспризорника невозможно было пристроить в приёмную семью и поэтому встала острая необходимость создания учреждений для беспризорников. В таких учреждениях складывались свои коллективы с присущими только им проблемами в воспитании личности.
Столкнувшись с такой ситуацией, советской школе предстояло строить свою работу с детьми на принципиально новых, коллективистических началах. Так как в этих условиях школа становилась не просто местом, где получают знания, как это было ранее, но и местом для воспитания детей, которые были лишены родителей.
Воспитательная работа была сопряжена с трудностями, поэтому Н.К.Крупская и А. В. Луначарский в своих статьях и речах возвращались к идеям коллективного воспитания, разъясняя его смысл и цели, характеризовали основные принципы.
Предметом внимания Н.К.Крупской были проблемы: общественного воспитания, организации коллективной деятельности школьников, гуманизации внутриколлективных отношений и роли эмоций в коллективном воспитании.