Педагогические категории и понятия
3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования в данной проблеме, предложите гипотезу ее решения.
По данному заданию предлагается разобрать актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Для этого рассмотрим точки зрения Правительства РФ в области образования, используя Выступление Министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова на заседании Правительства Российской Федерации 5 июня 2003 года.
Проблема подготовки рабочих кадров.
Говоря о подготовке рабочих кадров, следует прежде всего отметить, что в Российской Федерации, как ранее в СССР и в других странах мира, подготовка рабочих кадров осуществляется по двум направлениям: непосредственно на производстве предприятиями и в государственной системе начального профессионального образования - НПО.
В советские времена существовала система присвоения разрядов непосредственно на заводе. Человек приходил на предприятие, не имея специального образования, работал, по ходу учился, потом сдавал экзамен, и ему присваивался определенный разряд. Другими словами, существовала система внутризаводской, внутрифирменной подготовки рабочих. В те времена доля подготовки рабочих через ПТУ составляла примерно 10-15 процентов. То есть 85-90 процентов рабочих в России готовилось непосредственно на производстве. Сейчас большинство наших предприятий оказались в тяжелом состоянии: им иногда не хватает денег на заработную плату, тем более на материальную базу, и совсем не остается средств на повышение квалификации рабочих. Да еще на рынке труда переизбыток рабочей силы. В результате многие предприятия не вкладывают деньги в собственную подготовку рабочих кадров. Сегодня примерно половина квалифицированных рабочих готовится через ПТУ. Половина - на производстве.
Проблемы объема и структуры подготовки рабочих в НПО.
Сейчас в России 3843 профессиональных училищ и лицеев, в которых обучается 1,6 млн учащихся. 36% учреждений НПО финансируются субъектами Российской Федерации. За последние 12 лет закрыто почти 500 училищ, численность учащихся НПО сократилась на 200 тысяч человек. Среди учащихся ПТУ около 80% - выпускники 9 класса, и 20% - выпускники 11 класса. В целом по стране в 10-11 классы для дальнейшего обучения в основном в вузах идут 2/3 выпускников 9 класса, а в ПТУ и в техникумы идут лишь 1/3 выпускников 9 класса. Сложился определенный перекос в сторону приема молодежи в высшие учебные заведения.
Структура подготовки рабочих кадров в современных экономических условиях также требует серьезных изменений. Сейчас финансирует подготовку в основном Федеральный уровень, формируются планы приема в учреждения НПО Министерством образования России на основе заявок субъектов Российской Федерации. Готовит рабочих – ПТУ, как правило, на основе своей сложившейся структуры подготовки рабочих, а потребитель – производство, фактически устранен как от механизмов финансирования, так и от формирования планов приема.
Проблема качества подготовки рабочих кадров. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень работников российских организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. И здесь эту проблему можно решать по следующим направлениям:
Во-первых, необходимо провести разработку новых стандартов подготовки рабочих кадров по всем специальностям: соответствующие образовательные стандарты должны быть построены на основе разрабатываемых работодателями и Минтрудом профессиональных стандартов.
Во-вторых, требует существенного улучшения учебно-лабораторная и материальная база учреждений НПО, без этого немыслима качественная подготовка квалифицированных рабочих. И это обновление базы учреждений НПО планируется реализовать двумя путями:
ü Передача учреждений НПО в субъекты РФ на условиях софинансирования с регионами и работодателями и реализовать специальную программу развития материально-технической базы начального профессионального образования.
ü Ключевым направлением обновления должна стать разработка и реализация механизмов использования материальной базы работодателей для подготовки для них кадров в учреждениях НПО.
Если раньше была административная система закрепления за ПТУ базовых предприятий, то в новых условиях такое административное закрепление уже не работает. А новые механизмы еще не созданы. Кроме того, если, например, работодатель захочет сейчас передать в ПТУ какое-то оборудование, то ему это будет отнесено на прибыль. Более того, теперь даже за прохождение практик на бывшем базовом предприятии с ПТУ требуют денег, ибо и у самого работодателя нет гарантий, что выпускник ПТУ придет именно к нему по окончании учебы.
Важнейшим направлением здесь должно стать развитие на региональном и местном уровнях реальных механизмов социального партнерства – администраций, работодателей и системы образования.