Разработка заданий для определения уровня графической подготовки слушателей ФДП.
Для разработки заданий для определения уровня графической подготовки слушателей факультета довузовской подготовки предполагается использовать тесный подход как проблемность.
Ведь проблемными являются не только те задачи, решение которых предполагает хотя и управляемый учителем, но самостоятельный поиск пока еще неизвестных школьнику закономерностей, способов действий, правил.
Почему бы на первом занятии, для проверки знаний у абитуриентов, не предложить им задачи на определение более рационального изображения деталей? (Рис. )
Такие задачи возбуждают мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное учащимися «открытие» приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. В процессе решения проблемы учащиеся преодолевают трудности, решают возникающие противоречия между уже имеющимися знаниями и требованиями задачи, выявляют новые элементы знаний, новые способы оперирования ими, овладевают способами познания, что расширяет их возможность в решении новых, еще более сложных проблем. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, новых свойств личности, положительных качеств ума и тем самым – к сдвигу в умственном развитии.
Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия у учащихся исходного минимума знаний или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы сообщить учащимся необходимые для самостоятельного решения сведения. Вместе с тем надо помнить, что эти задания должны служить опорой для поисков пути решения, а не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной. (Рис. ). Степень сложности задачи определяется числом существенных взаимосвязей в ее условии, числом опосредований и преобразований, приводящих к нахождению искомого. Зависит она и от уровня самостоятельности при постановке и решении проблемы. Наименьшая самостоятельность требуется от учащихся тогда, когда преподаватель сам ставит проблему и намечает основные вехи ее решения, включая школьников лишь в отдельные вехи рассуждения. Обычно так идет урок на начальном этапе изучения принципиально нового для учащихся раздела программы, когда основа для решения такого рода проблем у них еще очень мала.
Для определения уровня графической подготовки слушателей ФДП, используя данный подход в обучении, на первом занятии преподаватель ставит перед слушателями проблему, которую они сами должны попытаться решить ее на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что этих знаний явно недостает. Затем слушатели принимают участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию.
Однако следует особо подчеркнуть, что даже задача, полностью отвечающая указанным условиям, может стать для учащихся проблемной, если при ознакомлении с ней преподавателю не удается создать у них проблемной ситуации. Проблемная ситуация отражает субъективное принятие задачи, реальное участие каждого учащегося в процессе ее решения. Важно, чтобы он сам задумался над проблемой, сам себе задал тот же вопрос и попытался дать на него ответ. Если слушатель, прослушав задачу, данную группе, сам не сделает попытки ее решить, а будет лишь следить за поиском других, у него не возникнет проблемной ситуации, задача не вызовет у него активной мыслительной деятельности. Мастерство педагога и будет заключаться в том, чтобы вызвать у всех слушателей интерес к проблеме, активизировать мыслительную деятельность в поисках ответа и активное участие в ее решении.
Также на первом занятии можно предложить слушателям ФДП дополнить чертежи деталей необходимыми линиями. Это задание также даст возможность определить уровень графической подготовки.
Ведь проблемные ситуации у слушателей факультета довузовской подготовки могут быть созданы тем, что им предлагают задачи с недостающими или избыточными данными, или часть данных нужно определить по таблицам, на основе дополнительных измерений и т.д. Решение таких задачи приближает процесс обучения к жизни, повышает действенность знаний, поскольку последние приобретены в процессе более или менее самостоятельной активной мыслительной деятельности (Рис. ).