Аксиологический подход к исследованию проблем становления и развития образовательного идеала.
В Древней Руси в VI-IX веках существовало множество идеалов человека, каждый из которых отражал помыслы разных социальных групп: идея вождя, жреческий идеал и идеал основной массы общинников. В основе последнего идеала лежал труд как высшая ценность, а образование проходило через включение ребенка в практическую деятельность взрослого. На Руси грамотность не являлась жизненно необходимой частью государства. Главное внимание педагогики было обращено на житейские проблемы: строение душевное, мирское и хозяйственное, что требовало большого трудолюбия, хитрости и ума (7).
Воспитание на образах героев прошлого путем прославления подвигов предков рассматривается Илларионом, который в 1051 году являлся митрополитом Киевским, как общегосударственная задача. Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли XII века, подтверждающим гуманистические идеи воспитания подрастающего поколения, является «Поучение Владимира Мономаха» (1053-1125). Он сформулировал морально-этические и эстетические нормы, связанные с красотой природы, человека, с его деятельностью, и тем самым поставил под сомнение религиозную перспективу потустороннего блаженства. Особое внимание Мономах уделял вопросу приучения детей к соблюдению общечеловеческих норм морали, которые он считал ориентиром личного и общественного поведения молодых людей в обществе (7).
XVIII век внес существенные коррективы в общественно-политическую и экономическую жизнь и, конечно же, затронул образование. Этот же век стал временем ликвидации монополии духовенства в области образования. Разработка нового идеала человека была поставлена на уровне государственной задачи в период реформ Петра I. В центр образования перемещается профессия как государственная потребность. Параллельно с профессиональной подготовкой шел процесс обучения общеобразовательным знаниям и умственного и умственного воспитания молодежи, т.к. они оказывали влияние на качество специалистов.
Таким образом, в традициях и национальной культуре России в качестве верховного начала в человеке, его идеале закладывались такие черты как совесть, нравственная чистота, стремление творить добро, совершать подвиги ради людей. Эти качества поддерживаются народными традициями и становятся стержневыми компонентами личности человека.