Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века.
Большое значение В.Г. Белинский придает не только воспитанию молодого поколения, но и роли учителя-воспитателя. «Как важен, священен и велик сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Первые впечатления могущественно действуют на юную душу, все дальнейшее развитие совершается под их непосредственным влиянием». Складной нож пчак обзор ножа складнои пчак.
Таким образом, проблема народности занимала важное место в педагогических идеях В.Г. Белинского, которую он решал на основе единства национального и общечеловеческого в образовании. В 40-ых г.г. В.Г. Белинский утверждается во мнение о том, что формирование нового человека должно основываться на переустройстве общества, где личное является отражением общего. В рецензии на «Антологию из Жана Поля Рихтера» критик выступает за воспитание людей, готовых выступать за общественное благо и переустройство общества. В.Г. Белинский задается вопросом: «Что ожидает людей, воспитанных в духе высоких идеалов, в современном обществе?» И отвечает он так: «Когда они вступят в жизнь, их гонят за правду, их правдивость называют гордостью . и вольнодумством» (4, т. 10, С. 76). В.Г. Белинскому принадлежат вещие слова, гласящие, что настоящий человек не может быть равнодушным к судьбе своей родины, ибо «кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Нельзя любить человечество, оставаясь равнодушным к судьбе отечества, как невозможно бороться за счастье всех людей, не участвуя в борьбе за улучшение жизни своих соотечественников.
В.Г. Белинского с полным правом называют основоположником просветительской концепции воспитания, основанной, прежде всего, на демократических принципах, т.к. он первым подверг всесторонней критике официальную дворянско-феодальную систему просвещения. Заложил основу новой, гуманной системы воспитания, в которой в качестве национального образовательного идеала выступает идея всестороннего умственного, нравственного, эстетического развития человека. В.Г. Белинский - одна из самых центральных фигур в истории русского сознания XIX в., пишет Н.А. Бердяев. Он отличается от других русских писателей 30-40-ых г.г. уже тем, что не вышел из дворянской среды и не имел в себе барских черт. Он первый разночинец и типичный интеллигент (в более узком смысле) второй половины XIX в., когда наша культура перестала быть исключительно дворянской. В.Г. Белинский был человек больших дарований, гениальной чуткости и восприимчивости. Он, как типичный русский интеллигент, во все периоды стремился к тоталитарному миросозерцанию. Для него, натуры страстной и чувствительной, понимать и страдать было одно и тоже. Жил он исключительно идеями и искал правды, «упорствуя, волнуясь и спеша .». Русский до мозга костей, возможный лишь в России, он был страстным западником, веровавшим в Запад. Но во время его путешествий по Европе он разочаровался в ней. Разочарование столь же типически русское, как и очарование (5, С. 93).
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861 г.г.). Дальнейшее развитие идей педагогической концепции просветителей можно проследить в трудах Н.А. Добролюбова, который принимал самое активное участие в общественно-педагогическом движении 60-ых годов. Он верил, что «настоящее» образование помогло бы народу уяснить свои отношения к окружающей жизни, а затем и начать «добиваться приведения их в нормальный вид». В решении вопроса о соотношении личного и общественного Н.А. Добролюбов не ставит акцентов не на личное, не на общественное, он только, как и все просветители, призывает к развитию в человеке стремление к общественному благу. В статье «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» (1858 г.), написанной как рецензия на ряд педагогических работ, Н.А. Добролюбов излагал свои воззрения на сущность человека применительно к проблемам воспитания и образования. Главной ее идеей было отстаивание нераздельности тела и души у человека, их значительное взаимное влияние и подчинение единым законам, которые он видел в «успехе естественных наук, избавивших нас уже от многих предрассудков» (12, С. 76). Н.А. Добролюбов полагал, что «все старания провести разграничительную черту между духовными и телесными отправлениями человека напрасны и что наука человеческая никогда этого достигнуть не может» (87, С. 79). И далее он делает вывод, что для успешного умственного образования ребенка необходимо хорошее физическое воспитание, поскольку: все чувственные понятия человек получает из внешнего мира, а для этого необходимы здоровые органы чувств; умственная работа совершается в мозге, а для его нормального функционирования необходима хорошая работа других органов, например, системы кровообращения.