Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы.

Идеал новой, гуманистической школы в исканиях русских педагогов конца XIX века становится приоритетным направлением не только их научных, но и практических интересов. Педагогическая мысль, будучи трансформатором передовых философских идей того времени, вобрав в себя все составляющие гуманистического мировоззрения, выработала собственное понимание гуманистической парадигмы в педагогике, которая включала в себя любовь к ребенку, веру в добрые силы детской души, ценностное отношение к личности ребенка, заключающееся в уважении и понимании; создание условий для свободной деятельности ребенка; учет возрастных, природных и индивидуальных особенностей ребенка и создание условий для саморазвития, самообразования и самовоспитания. Строительство модульных здании Красноярск sibzsm.ru.

Таким образом, формирование приоритетных национальных ценностей образования неразрывно связано с общей социально-политической ситуацией в стране. С этой точки зрения, усиление демократических начал в развитии школы, наметившееся после реформ 60-ых г.г. создание земской школы и возрастающая роль общественности в сфере образования оказывали благотворное воздействие на решение проблем национальной школы. Стала возможной задача образовать весь народ, просветить всю Русь школой, ученьем, дать подраставшим поколениям общечеловеческое развитие, сочетая его с национальными формами жизни.

Передовая русская педагогика конца XIX века развивалась в русле новой культурной традиции, являлась одной из важнейших ее ветвей. Наиболее яркие ее представители не только отчетливо сознавали историческую ограниченность и обреченность консервативной официально-охранительной педагогики, усердно сохранившей свою приверженность обветшалой формуле «самодержавие, православие, народность», но и всю пагубность слепого подражательства буржуазной педагогике Запада, выступавшей нередко с откровенной апологетикой «рационального капиталистического строя и предававшей забвению такие понятия, как «духовность, самобытность, личность».

Изложенное свидетельствует, что процесс определения приоритетных национальных ценностей образования совершался в двух основных направлениях: теоретико-ориентированном и практико-ориентированном.

Ведущими началами приоритетов выступали: национальное как противовес националистическому; народное, исключающее космополитический характер образования и признающее в качестве ведущих его черт - патриотизм, гражданственность, общественность, ответственность перед настоящим и будущим России, не игнорирующее общечеловеческие, мировые и духовные ценности, а тесно связанные с ними.

Выводы по второй главе.

В общественно-философской мысли России середины XIX века мы наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. В развитии национальной образовательной системы наступает четвертый период (1871-1900 г.г.). Это время расцвета гимназического образования, своеобразный ренессанс гимназического обучения, что выразилось в принятии нового устава гимназий 1871 г. Реальные гимназии устранялись, они переименовывались в реальные училища и, по сути, вообще не считались общеобразовательными средними учебными заведениями.

К концу XIX века гимназия стала основным учебным заведением, дающим общее образование и позволяющим поступать не только в высшее учебное заведение, но и на государственную службу в определенном чине. Уровень преподавания и квалификация преподавателей, введение института классного наставничества свидетельствовали о движении государственной школы в сторону гуманистической педагогики. Школа начинала приобретать национальные русские черты.

Религия в школе стала рассматриваться как эстетическое постижение духовной культуры, традиций народа и сельской общности. Основные принципы сельской школы, выдвинутые С.А. Рачинским (гуманизм, народность, нравственность), были созвучны с общими веяниями в отечественной педагогике. Национальная русская школа должна была быть школой христианских учений и добрых навыков и формировать у воспитанника, прежде всего, нравственно-цельный характер. Философско-религиозные идеи о любви и свободе, о вере в человека, о стремлении человека к усовершенствованию раскрывают гуманистический характер исканий общества в середине XIX - конце XIX века. Фактически вся религиозная российская философия конца XIX века развивалась под знаком идей В.С. Соловьева. Эти идеи о том, что человек есть саморазвивающийся объект, который из религиозной мысли проникает в педагогику. Это не отрывало Российскую школу от Запада, а развивало ее в русле общемировых тенденций, т.к. христианство всегда было важным элементом воспитания у всех народов, но христианство, раскрепощающее личность.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5