Введение

Еще Ян Амос Коменский (1592-1670) стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по законам человеческой природы. В идеале, при едином совершенном методе обучения, полагал великий педагог, «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте» (11). Он «желал, чтобы метод человеческого образования стал механическим, т.е. предписывающим все столь определённо, чтобы все, чему будут обучать … не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» (11). Стремясь найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы, Коменский пришёл к выводу, что всё можно было бы «преподавать единообразно».

«Можно и нужно каждого учителя, - писал Я.А. Коменский, - научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем» (11).

В российской педагогике научно-технический прогресс к концу XX в. обусловил технологизацию не толь­ко многочисленных отраслей производства, он неумолимо вторгся в сферу куль­туры, гуманитарных областей знаний. Сегодня мы уже говорим об информаци­онных, медицинских и других подобных технологиях, в том числе и в сфере образования.

Столь широкий интерес к проблеме вызван разными мотивами: одни ученые традиционно следуют модному направле­нию; другие озабочены состоянием обра­зования и видят в технологизации очеред­ную панацею от всех бед, третьи (в том числе и автор данной работы) считают, что технологизация – объективный процесс, подготовивший этап эволюции образова­ния для решения качественно иных задач.

В 20-е годы XX в. термин «педагогиче­ская технология» используется в работах по педологии, основанных на трудах по реф­лексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, С.Т. Шацкий) (18). В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», ко­торая в Педагогической энциклопедии 30-х гг. была определена как совокуп­ность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической тех­нологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным обо­рудованием, использовать наглядные по­собия.

В 40-50-х гг., когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО, в частности кино, радио, средств контроля, модифици­ровался в «педагогические технологии».

В середине 60-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсужде­нию в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где было определено два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной об­ласти в различных странах (США, Англия, Япония, Франция, Италия, Венгрия).

Сторонники первого утверждали необхо­димость применения технических средств и средств программированного обучения (technology in education). Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность ор­ганизации учебного процесса (technology of education) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «техни­ческие средства в обучении», второе воз­никшее чуть позже, как «технология обу­чения» или «технология учебного процес­са».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5