Особенности технологии обучения
Почему в технологии обучения так много внимания уделяется четкому описанию целей обучения?
Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели. То есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения.
В соответствии с этим ход технологически организованного учебного процесса может выглядеть следующим образом:
1. Общие цели и содержание обучения.
2. Диагностичные цели обучения, выраженные через реальные действия учеников.
3. Процесс обучения.
4. Диагностика.
5. В случае несовпадения результатов и диагностично сформулированных целей вводится коррекция процедур обучения.
6. Снова проводится диагностика.
Ориентация на цель, диагностическая проверка текущих результатов, разбивка обучения на отдельные обучающие эпизоды - в итоге создается воспроизводимый обучающий цикл
, состоящий из следующих моментов:
1) планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся;
2) предварительная оценка обученности учащихся;
3) обучающая фаза - совокупность учебных процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи;
4) оценка результатов.
Описанная последовательность этапов (фаз) фактически представляет собой циклический алгоритм деятельности учителя, повторение которого (с соответствующими вариациями целей, конкретных процедур обучения и способов контроля) исчерпывает весь учебный процесс.
Логика вопроизводимого обучающего цикла предполагает преимущественно репродуктивное обучение: предъявление ученикам образцов действий с учебным материалом и организация их отработки учащимися.
Однако, как известно, результат обучения не исчерпывается совокупностью репродуктивно усвоенных знаний, умений и навыков, но предполагает формирование опыта поисковой (творческой) деятельности.
Репродуктивную направленность воспроизводимого обучающего цикла восполняет схема английского дидакта А.Д. Ромишовски (22):
1) сообщение новых знаний;
2) формирование умений на репродуктивном уровне:
а) демонстрация деятельности в целом и по элементам;
б) отработка умения в упрощенных условиях (по операциям);
в) организация самостоятельной практики с непременной обратной связью и положительным эмоциональным подкреплением;
3) переход к поисковой творческой деятельности:
а) организация проблемных ситуаций, решение нестандартных задач, имитационное моделирование реальности;
б) анализ учащимися своей деятельности и обсуждение.
В отечественной педагогике есть некоторые ответы на нерешенные в рамках технологического подхода вопросы. Так, творческая деятельность учащихся может стать предметом эффективного руководства. В технологически же организованном учебном процессе акцент делается на воспроизводимых моментах обучения.
Признаки технологически организованного учебного процесса: