Симптомы эмоционального выгорания
К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:
усталость;
чувство истощения;
восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
астенизация;
частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;
избыток или недостаток веса;
одышка;
бессонница.
К поведенческим и психологическим:
работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
поздно появляется на работе и рано уходит;
берет работу на дом;
чувство неосознанного беспокойства;
чувство скуки;
снижение уровня энтузиазма;
чувство обиды;
чувство разочарования;
неуверенность;
чувство вины;
чувство невостребованности;
легко возникающее чувство гнева;
раздражительность;
человек обращает внимание на детали;
подозрительность;
чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);
ригидность;
неспособность принимать решения;
дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;
повышенное чувство ответственности за пациентов;
растущее избегание;
общая негативная установка на жизненные перспективы;
злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.
Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).
В этой же статье, К. Чернисс (2003г.) отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие:
высокая текучесть кадров;
снижение вовлеченности сотрудников в работу;
поиск “козла отпущения”;
антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;
режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;
развитие критического отношения к сотрудникам;
недостаток сотрудничества среди персонала;
прогрессирующее падение инициативы;
рост чувства неудовлетворенности от работы;
проявления негативизма относительно роли или функции отделения (Чернисс, 2003г.).