Симптомы эмоционального выгорания

К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

усталость;

чувство истощения;

восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

астенизация;

частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

избыток или недостаток веса;

одышка;

бессонница.

К поведенческим и психологическим:

работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

поздно появляется на работе и рано уходит;

берет работу на дом;

чувство неосознанного беспокойства;

чувство скуки;

снижение уровня энтузиазма;

чувство обиды;

чувство разочарования;

неуверенность;

чувство вины;

чувство невостребованности;

легко возникающее чувство гнева;

раздражительность;

человек обращает внимание на детали;

подозрительность;

чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);

ригидность;

неспособность принимать решения;

дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;

повышенное чувство ответственности за пациентов;

растущее избегание;

общая негативная установка на жизненные перспективы;

злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

В этой же статье, К. Чернисс (2003г.) отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие:

высокая текучесть кадров;

снижение вовлеченности сотрудников в работу;

поиск “козла отпущения”;

антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;

режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;

развитие критического отношения к сотрудникам;

недостаток сотрудничества среди персонала;

прогрессирующее падение инициативы;

рост чувства неудовлетворенности от работы;

проявления негативизма относительно роли или функции отделения (Чернисс, 2003г.).