Психолого-педагогические основы проблемы развития графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
Как показали исследования О.М.Дьяченко, наибольшее количество детей с "эмоциональным" воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней и старшей группах их число уменьшается и вновь возрастает в подготовительной группе [11]. Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников (особенно с "эмоциональным" воображением), организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации или замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях. Нужно помнить, что эти дети нуждаются в особом подходе при оценке результатов их деятельности и при предъявлении заданий. Соотношение ожидаемых ими оценок со стороны окружающих, самооценка и уровень притязаний у них специфичны. У этих детей отмечается рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний. Самооценка может быть высокой, а задание такой ребенок выбирает более легкое. Это говорит о том, что ребенок сомневается в своих возможностях, но хочет считать себя самостоятельным, умеющим, знающим. Педагогу следует учитывать, что самооценки у таких детей могут быть как завышенными, так и заниженными. В работе с детьми с превалирующим "познавательным" воображением следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ. Нужно радоваться оригинальности, своеобразию рисунка ребенка с "познавательным" воображением. На своеобразие образов, создаваемых детьми, влияют и особенности обучения. Обучение, основанное на копировании готовых образцов, способствует образованию шаблонов. Образ предмета, складывающийся у детей на основе эмоционально-интеллектуального опыта, формируемого в процессе специальной работы через наблюдение, обследование, художественную литературу и т.п., моментально вытесняется готовым графическим образом. Ребенок начинает смотреть на мир, по образному выражению Б.М.Неменского, через очки, взятые на прокат у взрослого [35]. Обучение должно быть направлено на совершенствование способов передачи свойств объекта в изображении. Использование методов наблюдения, обследования, рассматривания иллюстраций способствует обогащению изображения, совершенствованию графической формы рисунков [33]. В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение –позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креактивности выше, если дано задание найти творческое решение [10]. Акцент на возможность и необходимость вариативного решения задачи должен быть постоянным. Создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствии жестких регламентирующих оценок, когда ребенок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения. Итак, своеобразие образов, создаваемых детьми, определяется: - личностными особенностями ребенка (уровень развития воображения, доминирование того или иного вида воображения – "познавательного" или "эмоционального"); - возрастными особенностями (в младшей и подготовительной группах детского сада уровень оригинальности детской продукции выше, а в средней и старшей – несколько снижается); - особенностями обучения. Наиболее целесообразно в работе, направленной на развитие графического образа в рисунках детей, использовать следующие методы: - наблюдение; - обследование предметов, - метод творческих заданий; - рассматривание картин и иллюстраций. Использование образца как метода обучения предметному и сюжетному рисованию не эффективно, так как ведет к "застою" в развитии изобразительного творчества детей.
Литкульт дикторская озвучка.