Задачи и методика проведения эксперимента
Изображение домика в виде маленькой избушки – один из распространенных графических шаблонов, присущих детскому рисованию [34]. Образы, создаваемые детьми, часто схематичны, не отличаются разнообразием, что снижает заинтересованность детей в изобразительной деятельности. Необходима специальная работа, направленная на знакомство детей с вариативностью архитектурных образов. Такое знакомство, по нашему мнению, возможно на примере сказочных архитектурных сооружений. Нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования: 1. Изучить особенности создания детьми графических образов архитектурных сооружений; 2. Провести работу, направленную на обогащение художественного опыта детей путем ознакомления с литературными произведениями и рассматривания иллюстраций; 3. Разработать серию занятий, которые могут быть использованы в практической работе. Исследование проводилось в ДОУ № .г. Москвы в феврале-марте 2002 года. В эксперименте принимало участие 18 детей подготовительной группы. Эксперимент состоял из 3-ех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
2.2. Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следую- щие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений: 1. Оригинальность 0 баллов – традиционный образ, схематичное изображение; 1 балл – дополнение традиционного образа некоторыми деталями; 2 балла – нестандартное решение. 2. Особенности пропорций 0 баллов – пропорции не соблюдаются, изображение только на плоскости; 1 балл – соблюдение пропорций только при изображении отдельных предметов, выделение "фигуры" и "фона"; 2 балла – соблюдение пропорций при использовании некоторых приемов изображения перспективы. 3. Выразительность 0 баллов – несоответствие образа поставленной цели, отсутствие выразительных черт, деталей 4 1 балл – дополнение образа несколькими выразительными деталями ; 2 балла – образ полностью соответствует поставленной цели, разнообразие деталей.
Низкий уровень - 0-2 балла ; Средний уровень - 3-4 балла ; Высокий уровень - 5-6 баллов. Констатирующий этап эксперимента состоял из 2-ух занятий. Цель констатирующего этапа – выявить начальный уровень развития выразительности графических образов в рисунках детей, оригинальности изображения. На 1-ом занятии детям предложили нарисовать какое-либо здание, дом. Оказалось, что образы, созданные детьми, довольно схематичны, в основном дети использовали традиционный графический образ ("избушка"), отсутствуют выразительные детали. Результаты анализа рисунков представлены на диаграмме № 1. Диаграмма № 1 - низкий уровень - средний уровень - высокий уровень